Динамизация принципа da capo на примере клавирных фуг И. С. Баха
Аннотация
В статье впервые рассматривается новаторство И. С. Баха в толковании потенциала формообразующих функций принципа da capo, что широко представлено в его клавирных фугах. Идея динамизации данного принципа на тональном уровне связана с высокой степенью свободы и индивидуализации при проведениях темы в заключительной части фуги в тональностях экспозиции - основной и доминантовой. Такой эксперимент с исторической точки зрения стал важной вехой в процессе формирования закономерностей трехчастности и предвосхитил явление динамизации репризы в гомофонных сочинениях венских классиков.
Источники
- Григорьев С., Мюллер Т. Учебник полифонии. М.: Музгиз, 1969. 325 с.
- Золотарев В. Фуга. М.: Музыка, 1965. 413 с.
- Мазель Л. Строение музыкальных произведений. М.: Музыка, 1979. 519 с.
- Милка А. П. К вопросу о генезисе фуги // Теория фуги: сборник научных трудов Ленинградской консерватории / сост. А. П. Милка. Л.: Ленинградская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова, 1986. С. 35-57.
- Михайленко А. Фуга как категория музыкознания // Теория фуги: сборник научных трудов Ленинградской консерватории / сост. А. П. Милка. Л.: Ленинградская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова, 1986. С. 10-34.
- Музыкальный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. 671 с.
- Мюллер Т. Полифония. М.: Музыка, 1989. 334 с.
- Протопопов Вл. Принципы музыкальной формы И. С. Баха. М.: Музыка, 1981. 355 с.
- Рыжкин И. Теория ладового ритма (Б. Яворский) // Мазель Л., Рыжкин И. Очерки по истории теоретического музыкознания: в 2-х ч. М.: Музгиз, 1939. Ч. 2. С. 105-205.
- Скребков С. Учебник полифонии. М.: Музыка, 1965. 286 с.
- Скребков С. Черты нового в инструментальной фуге И. С. Баха // Теоретические наблюдения над историей музыки: сб. статей / сост. и авт. вступ. статьи Ю. К. Евдокимова и др. М.: Музыка, 1978. С. 158-173.
- Способин И. В. Музыкальная форма. М.: Музгиз, 1962. 400 с.
- Тюлин Ю., Бершадская Т., Пустыльник И., Пэн А., Тер-Мартиросян Т., Шнитке А. Музыкальная форма. М.: Музыка, 1965. 395 с.
- Фраенов В. Учебник полифонии. М.: Музыка, 1987. 207 с.
- Этингер М. Гармония И. С. Баха. М.: Музгиз, 1963. 106 с.
- Bakker P. Postmodern Numbers: Ruth Tatlow on Proportions in the Written Music of Johann Sebastian Bach. Schraard: Kunst en Wetenschap, 2015. 28 p.
- Mann A. The Study of Fugue. The First History of Fugal Theory, Including Texts and Music of the Classical Treatises: two parts. New Brunswick - New Jersey - N. Y.: Rutgers University Press; Dover Publications, 1987. Part 2. The Study of Fugue in Classical Texts. 352 p.
- Marshall R. L. The Music of J. S. Bach. The Sources. The Style. The Significance. N. Y.: Schirmer Books, 1989. 375 p.
- Schmieder W. Thematisch-systematisches Verzeichnis der mus. Werke von J. S. Bach. 2. überarbeitete und erweiterte Ausgabe. Wiesbaden: Breitkopf & Härtel, 1990. 940 S.
- Tatlow R. Bach’s Numbers: Compositional Proportion and Significance. Cambridge: Cambridge University Press, 2015. 430 p.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 18 декабря 2019.
- Опубликована: 6 марта 2020.
Ключевые слова
- клавирные фуги И. С. Баха
- тональная структура фуги
- динамизация принципа da capo
- тональная арка
- структурная уравновешенность
- приоритеты трехчастности
- индивидуализация формы фуги
- J. S. Bach’s clavier fugues
- fugue tonal structure
- dynamization of da capo principle
- tonal arch
- structural balance
- priorities of three-part form
- individualization of fugue form
Copyright
© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»