• Научная статья
  • 6 марта 2020
  • Открытый доступ

Динамизация принципа da capo на примере клавирных фуг И. С. Баха

Аннотация

В статье впервые рассматривается новаторство И. С. Баха в толковании потенциала формообразующих функций принципа da capo, что широко представлено в его клавирных фугах. Идея динамизации данного принципа на тональном уровне связана с высокой степенью свободы и индивидуализации при проведениях темы в заключительной части фуги в тональностях экспозиции - основной и доминантовой. Такой эксперимент с исторической точки зрения стал важной вехой в процессе формирования закономерностей трехчастности и предвосхитил явление динамизации репризы в гомофонных сочинениях венских классиков.

Источники

  1. Григорьев С., Мюллер Т. Учебник полифонии. М.: Музгиз, 1969. 325 с.
  2. Золотарев В. Фуга. М.: Музыка, 1965. 413 с.
  3. Мазель Л. Строение музыкальных произведений. М.: Музыка, 1979. 519 с.
  4. Милка А. П. К вопросу о генезисе фуги // Теория фуги: сборник научных трудов Ленинградской консерватории / сост. А. П. Милка. Л.: Ленинградская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова, 1986. С. 35-57.
  5. Михайленко А. Фуга как категория музыкознания // Теория фуги: сборник научных трудов Ленинградской консерватории / сост. А. П. Милка. Л.: Ленинградская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова, 1986. С. 10-34.
  6. Музыкальный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. 671 с.
  7. Мюллер Т. Полифония. М.: Музыка, 1989. 334 с.
  8. Протопопов Вл. Принципы музыкальной формы И. С. Баха. М.: Музыка, 1981. 355 с.
  9. Рыжкин И. Теория ладового ритма (Б. Яворский) // Мазель Л., Рыжкин И. Очерки по истории теоретического музыкознания: в 2-х ч. М.: Музгиз, 1939. Ч. 2. С. 105-205.
  10. Скребков С. Учебник полифонии. М.: Музыка, 1965. 286 с.
  11. Скребков С. Черты нового в инструментальной фуге И. С. Баха // Теоретические наблюдения над историей музыки: сб. статей / сост. и авт. вступ. статьи Ю. К. Евдокимова и др. М.: Музыка, 1978. С. 158-173.
  12. Способин И. В. Музыкальная форма. М.: Музгиз, 1962. 400 с.
  13. Тюлин Ю., Бершадская Т., Пустыльник И., Пэн А., Тер-Мартиросян Т., Шнитке А. Музыкальная форма. М.: Музыка, 1965. 395 с.
  14. Фраенов В. Учебник полифонии. М.: Музыка, 1987. 207 с.
  15. Этингер М. Гармония И. С. Баха. М.: Музгиз, 1963. 106 с.
  16. Bakker P. Postmodern Numbers: Ruth Tatlow on Proportions in the Written Music of Johann Sebastian Bach. Schraard: Kunst en Wetenschap, 2015. 28 p.
  17. Mann A. The Study of Fugue. The First History of Fugal Theory, Including Texts and Music of the Classical Treatises: two parts. New Brunswick - New Jersey - N. Y.: Rutgers University Press; Dover Publications, 1987. Part 2. The Study of Fugue in Classical Texts. 352 p.
  18. Marshall R. L. The Music of J. S. Bach. The Sources. The Style. The Significance. N. Y.: Schirmer Books, 1989. 375 p.
  19. Schmieder W. Thematisch-systematisches Verzeichnis der mus. Werke von J. S. Bach. 2. überarbeitete und erweiterte Ausgabe. Wiesbaden: Breitkopf & Härtel, 1990. 940 S.
  20. Tatlow R. Bach’s Numbers: Compositional Proportion and Significance. Cambridge: Cambridge University Press, 2015. 430 p.

Информация об авторах

Свистуненко Татьяна Анатольевна

Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 18 декабря 2019.
  • Опубликована: 6 марта 2020.

Ключевые слова

  • клавирные фуги И. С. Баха
  • тональная структура фуги
  • динамизация принципа da capo
  • тональная арка
  • структурная уравновешенность
  • приоритеты трехчастности
  • индивидуализация формы фуги
  • J. S. Bach’s clavier fugues
  • fugue tonal structure
  • dynamization of da capo principle
  • tonal arch
  • structural balance
  • priorities of three-part form
  • individualization of fugue form

Copyright

© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)