• Научная статья
  • 6 марта 2020
  • Открытый доступ

Тембровая имитация в произведениях российских композиторов второй половины XX века

Аннотация

Статья посвящена тембровой имитации как одному из приемов композиторской техники, многообразно представленных в творчестве российских композиторов второй половины XX века. Развивая теоретические положения Е. А. Ручьевской, рассматривавшей тембровую имитацию в контексте теории тематизма в музыке, автор выявляет две тенденции в развитии этого приема: традиционную, основанную на принципе замещения тембра интонационно-тематическими моделями и общими формами звучания, и сонорно-колористическую, связанную с моделированием звука, созданием его сонорного образа.

Источники

  1. Денисов А. В. Музыкальные цитаты: справочник. СПб.: Композитор, 2013. 224 c.
  2. Манафова М. М. Особенности претворения концертного жанра в творчестве Э. Денисова [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-pretvoreniya-kontsertnogo-zhanra-v-tvorchestve-e-denisova (дата обращения: 10.09.2018).
  3. Манафова М. М. Темброколористические свойства оркестровой ткани в музыке второй половины XX века: автореф. дисс. … к. искусствоведения. СПб., 2011. 22 с.
  4. Мартышева М. В. Тембровое поле как целостный выразительно-колористический компонент скрипичного звучания: автореф. дисс. … к. искусствоведения. СПб., 2011. 25 с.
  5. Пеунов В. В. Тембровая драматургия “De Profundis” С. Губайдулиной [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=15523613 (дата обращения: 12.09.2018).
  6. Ручьевская Е. А. Тематизм и форма в методологии анализа музыки XX века // Ручьевская Е. А. Работы разных лет: сб. ст.: в 2-х т. СПб.: Композитор Санкт-Петербург, 2011. Т. 1. Статьи. Заметки. Воспоминания. С. 337-388.
  7. Слонимский С. М. Раздумья о третьем авангарде и путях современной музыки. Заметки композитора. СПб.: Композитор Санкт-Петербург, 2014. 16 с.
  8. Цюй Ва. Традиционные музыкальные инструменты в фортепианной интерпретации современных китайских композиторов [Электронный ресурс]. URL: http://www.kazanconservatoire.ru/images/Magazine/Qu_Wa_14.pdf (дата обращения: 10.11.2018).
  9. https://sourceforge.net/projects/timbreimitation/ (дата обращения: 03.06.2019).
  10. Rasmussen K. A., Laursen L. The Idiomatic Orchestra [Электронный ресурс]. URL: http://theidiomaticorchestra.net/ 12-timbre-sound-combinations-and-imitation/ (дата обращения: 13.05.2019).

Информация об авторах

Усачёва Ольга Викторовна

Линьийский университет, Китайская Народная Республика

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 20 января 2020.
  • Опубликована: 6 марта 2020.

Ключевые слова

  • тембровая имитация
  • Е. А. Ручьевская
  • тембровое амплуа
  • моделирование звука
  • сонорный образ тембра
  • российская музыка второй половины XX века
  • timbre imitation
  • E. A. Ruchevskaya
  • timbre range
  • sound modelling
  • timbre sonorous image
  • Russian music of the second half of the XX century

Copyright

© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)