• Научная статья
  • 6 марта 2020
  • Открытый доступ

Театральность в камерно-инструментальных произведениях К. М. Вебера

Аннотация

Статья посвящена исследованию индивидуальности стиля К. М. Вебера. Объектом исследования выбран феномен театральности в камерно-инструментальных произведениях композитора, возникший в переплетении классических, романтических и реалистических стилевых влияний в музыке эпохи романтизма. Доказано, что существование в драматургии приёмов «остранения», эффекта «пустой сцены», понимание стиля и жанра как семантических категорий воздействуют на индивидуальность музыкального языка композитора и являются уникальными для инструментального стиля К. М. Вебера в целом.

Источники

  1. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Л.: Государственное музыкальное издательство, 1963. 379 с.
  2. Васина-Гроссман В. А. Русский классический романс XIX века. М.: Академия наук СССР, 1956. 352 с.
  3. Демченко А. И. Эпоха Романтизма - магистрали художественного творчества. Очерк 1 // Манускрипт. 2019. № 12. С. 11-18.
  4. Карачевцева И. М. Характеристичность как свойство инструментального стиля К. М. Вебера (на примере скрипичных сонат) // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014. № 4 (40). С. 113-117.
  5. Кенигсберг А. К. Карл Мария Вебер: популярная монография. Л.: Музыка, 1965. 112 с.
  6. Кириллина Л. В. Классический стиль в музыке XVIII - начала XIX века: в 3-х ч. М.: Композитор, 2010. Ч. 3. 376 с.
  7. Медушевский В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. 254 с.
  8. Мизитова Р. В. Фортепианная соната 1810-20-х годов XIX столетия: дисс. … к. искусствоведения. М., 1999. 195 с.
  9. Мозгот С. А. Категория пространства в музыке: монография. Майкоп: АГУ, 2018. 350 с.
  10. Назайкинский Е. В. Стиль и жанр в музыке: учеб. пособие. М.: Владос, 2003. 248 с.
  11. Немковская В. И. Персонаж как категория музыкальной поэтики: автореф. дисс. … к. искусствоведения. М., 1998. 24 с.
  12. Терёхин Р. Концерт для фагота с оркестром К. М. Вебера // Вопросы музыкальной педагогики. 1999. Вып. 4. С. 64-83.
  13. Чжао Цзявэй. Феномен вокальной интонации в камерно-инструментальных произведениях К. М. Вебера // Музыкальная культура глазами молодых ученых. 2020. Вып. 4. С. 89-92.
  14. Kallberg J. “Voice” and Nocturne // Pianist, scholar, connoisseur: Essays in honor of Jacob Lateiner. N. Y.: Pendragon Press, 2000. Р. 1-47.

Информация об авторах

Чжао Цзявэй

Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена

Мозгот Светлана Анатольевна

Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 17 января 2020.
  • Опубликована: 6 марта 2020.

Ключевые слова

  • К. М. Вебер
  • романтизм
  • камерно-инструментальная музыка
  • вокальная интонация
  • приёмы театральной драматургии
  • музыкальный язык
  • индивидуальный стиль
  • стиль эпохи
  • C. M. Weber
  • romanticism
  • chamber instrumental music
  • vocal intonation
  • dramaturgic techniques
  • musical language
  • individual style
  • style of epoch

Copyright

© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)