Театральность в камерно-инструментальных произведениях К. М. Вебера
Аннотация
Статья посвящена исследованию индивидуальности стиля К. М. Вебера. Объектом исследования выбран феномен театральности в камерно-инструментальных произведениях композитора, возникший в переплетении классических, романтических и реалистических стилевых влияний в музыке эпохи романтизма. Доказано, что существование в драматургии приёмов «остранения», эффекта «пустой сцены», понимание стиля и жанра как семантических категорий воздействуют на индивидуальность музыкального языка композитора и являются уникальными для инструментального стиля К. М. Вебера в целом.
Источники
- Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Л.: Государственное музыкальное издательство, 1963. 379 с.
- Васина-Гроссман В. А. Русский классический романс XIX века. М.: Академия наук СССР, 1956. 352 с.
- Демченко А. И. Эпоха Романтизма - магистрали художественного творчества. Очерк 1 // Манускрипт. 2019. № 12. С. 11-18.
- Карачевцева И. М. Характеристичность как свойство инструментального стиля К. М. Вебера (на примере скрипичных сонат) // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014. № 4 (40). С. 113-117.
- Кенигсберг А. К. Карл Мария Вебер: популярная монография. Л.: Музыка, 1965. 112 с.
- Кириллина Л. В. Классический стиль в музыке XVIII - начала XIX века: в 3-х ч. М.: Композитор, 2010. Ч. 3. 376 с.
- Медушевский В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. 254 с.
- Мизитова Р. В. Фортепианная соната 1810-20-х годов XIX столетия: дисс. … к. искусствоведения. М., 1999. 195 с.
- Мозгот С. А. Категория пространства в музыке: монография. Майкоп: АГУ, 2018. 350 с.
- Назайкинский Е. В. Стиль и жанр в музыке: учеб. пособие. М.: Владос, 2003. 248 с.
- Немковская В. И. Персонаж как категория музыкальной поэтики: автореф. дисс. … к. искусствоведения. М., 1998. 24 с.
- Терёхин Р. Концерт для фагота с оркестром К. М. Вебера // Вопросы музыкальной педагогики. 1999. Вып. 4. С. 64-83.
- Чжао Цзявэй. Феномен вокальной интонации в камерно-инструментальных произведениях К. М. Вебера // Музыкальная культура глазами молодых ученых. 2020. Вып. 4. С. 89-92.
- Kallberg J. “Voice” and Nocturne // Pianist, scholar, connoisseur: Essays in honor of Jacob Lateiner. N. Y.: Pendragon Press, 2000. Р. 1-47.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 17 января 2020.
- Опубликована: 6 марта 2020.
Ключевые слова
- К. М. Вебер
- романтизм
- камерно-инструментальная музыка
- вокальная интонация
- приёмы театральной драматургии
- музыкальный язык
- индивидуальный стиль
- стиль эпохи
- C. M. Weber
- romanticism
- chamber instrumental music
- vocal intonation
- dramaturgic techniques
- musical language
- individual style
- style of epoch
Copyright
© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»