• Научная статья
  • 31 марта 2020
  • Открытый доступ

Знаковая специфика аудиального мышления

Аннотация

Основная проблема статьи - исследование специфики звука как элемента аудиального мышления, его отличие от звука как физического феномена. Поскольку о характере и особенностях аудиального мышления можно судить по опредмеченности в знаковых системах, то цель заключалась в выяснении того, как в знаковой форме опредмечен сам процесс аудиального мышления. Выяснено, что смысловое наполнение возможно лишь в определенной структуре, первичным элементом которой выступает интонационный комплекс. Обнаружено, что музыкальная творческая деятельность, оплотненная в знаковой системе, формирует и трансформирует аудиальные ментальные построения, то есть музыкальный мыслеобраз вызревает, генерируется одновременно с процессом создания интенциональных объектов и интонационных комплексов в процессе формообразования и изменяется одновременно с ним.

Источники

  1. Адмакина Т. А. Симультанность и сукцессивность музыкального образа // Теоретическое наследие Л. М. Веккера: на пути к единой теории психических процессов: материалы Научного симпозиума, посвященного 90-летию со дня рождения Л. М. Веккера / отв. ред. М. А. Холодная и М. В. Осорина. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2008. С. 158-159.
  2. Гарбузов Н. А. Зонная природа динамического слуха. М.: Музгиз, 1955. 108 с.
  3. Гарбузов Н. А. Зонная природа звуковысотного слуха. М. - Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1948. 84 с.
  4. Гарбузов Н. А. Зонная природа тембрового слуха. М.: Музгиз, 1956. 71 с.
  5. Гарбузов Н. А. Зонная природа темпа и ритма. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1950. 72 с.
  6. Герцман Е. А. Античное музыкальное мышление: исследование. Л.: Музыка, 1986. 224 с.
  7. Денисов Э. О композиционном процессе // Денисов Э. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. М.: Советский композитор, 1986. С. 10-18.
  8. Кульбижеков В. Н. Аудиальное мышление в структуре художественного познания // Манускрипт. 2019. Т. 12. № 11. С. 164-167.
  9. Кульбижеков В. Н. Рациональные основания музыкального творчества. Механизмы мысленного эксперимента в классической западноевропейской музыке Нового времени. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2016. 200 с.
  10. Курт Э. Основы линеарного контрапункта. Мелодическая полифония Баха / пер. с нем. З. Эвальд. М.: Музгиз, 1931. 304 с.
  11. Потапова Р. К., Потапов В. В. Речевая коммуникация: от звука к высказыванию. М.: Языки славянских культур, 2012. 464 с.
  12. Эвальд З. В. Социальное переосмысление жнивных песен белорусского Полесья // Этнографическое обозрение. 1934. № 5. С. 17-39.
  13. Эйнштейн А. Моцарт. М.: Музыка, 1977. 454 с.

Информация об авторах

Кульбижеков Виктор Николаевич

Сибирский федеральный университет; Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнёва

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 30 января 2020.
  • Опубликована: 31 марта 2020.

Ключевые слова

  • аудиальное мышление
  • знаковая система
  • симультанный образ
  • интенциональный объект
  • интонационный комплекс
  • смысл
  • звуковое выражение
  • audial thinking
  • sign system
  • simultaneous image
  • intentional object
  • intonation complex
  • meaning
  • acoustic form

Copyright

© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)