• Научная статья
  • 30 апреля 2020
  • Открытый доступ

Актуальность реализации педагогической модели русского неокантианства (С. И. Гессен и Ф. А. Степун)

Аннотация

Статья посвящена становлению педагогической теории в неокантианской философии в отечественной научной среде конца XIX - первой трети XX века. Особое внимание уделено концепции нравственного образования С. И. Гессена, где раскрывается содержание индивидуального подхода в педагогике: от дошкольного к внешкольному этапу. Выявляется общность позиций С. И. Гессена и Ф. А. Степуна в вопросе о способах реализации свободы творчества в условиях институционального образования. В завершении статьи анализируется возможность актуализации педагогической модели русского неокантианства в рамках информационного общества.

Источники

  1. Аляев Г. Е. Философия высшего образования Сергея Гессена // Образ человека будущего: кого и как воспитывать в подрастающих поколениях: коллективная монография. К.: Философско-космологическое объединение, 2012. С. 327-342.
  2. Белов В. Н. С. И. Гессен в истории русского неокантианства // Кантовский сборник. 2014. № 1 (47). С. 59-65.
  3. Владимиров П. А. «Иррациональное» в русском неокантианстве: две волны понимания // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 12 (86). Ч. 5. С. 42-45.
  4. Владимиров П. А. Проблема самореализации личности в философско-антропологической концепции С. И. Гессена // Многомерное общество и человек в XXI веке: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых по гуманитарным и социальным наукам. Саратов: Наука, 2018. С. 64-67.
  5. Гессен С. И. Избранное. М.: РОССПЭН, 2010. 960 с.
  6. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс, 1995. 448 с.
  7. Гессен С. И. Пауль Наторп // Кантовский сборник. 2014. № 1 (47). С. 87-102.
  8. Данилкина Н. В. Становление теории образования С. И. Гессена как «прикладной философии» // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2009. № 4 (1). С. 233-241.
  9. О мессии. Эссе по философии культуры Р. Кронера, Н. Бубнова, Г. Мелиса, С. Гессена, Ф. Степуна: сборник. СПб.: Изд-во РХГА, 2010. 192 с.
  10. Румянцева М. Ф. Русская версия неокантианства: к постановке проблемы // Ученые записки Казанского университета. 2012. № 1 (152). С. 130-141.
  11. Степанов А. А. Время и «прикладная философия»: к вопросу о теоретических и социокультурных предпосылках философско-педагогической концепции С. И. Гессена // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. № 9 (137). С. 222-228.
  12. Степун Ф. А. Мистическое мировидение. Пять образов русского символизма. СПб.: Владимир Даль, 2012. 479 с.
  13. Степун Ф. А. Памяти Гессена С. И. // Степун Ф. А. Портреты. СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 1999. С. 294-298.
  14. Степун Ф. А. Сочинения. М.: РОССПЭН, 2000. 1000 с.
  15. Тетюев Л. И. Образование как ресурс развития личности и демократии // Образование в современном мире: сб. науч. ст. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2015. С. 280-285.
  16. Тетюев Л. И. Свобода как основополагающий трансцендентальный принцип разума // Иммануил Кант и актуальные проблемы современной философии. М.: Экшен, 2005. С. 19-30.

Информация об авторах

Гущин Ян Денисович

Саратовский национальный государственный университет имени Н. Г. Чернышевского

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 9 марта 2020.
  • Опубликована: 30 апреля 2020.

Ключевые слова

  • русское неокантианство
  • практическая философия
  • педагогика
  • свобода
  • самообразование
  • концепция нравственного образования
  • Russian neo-Kantianism
  • practical philosophy
  • pedagogy
  • freedom
  • self-education
  • conception of moral education

Copyright

© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)