• Original research article
  • April 30, 2020
  • Open access

Relevance of Pedagogical Model of the Russian neo-Kantianism (S. I. Hessen and F. A. Stepun)

Abstract

The article examines pedagogical theory formation in domestic neo-Kantian philosophy of the end of the XIX - the first third of the XX century. Special attention is paid to S. I. Hessen’s conception of moral education based on the individual approach in pedagogy: from preschool to extracurricular stage. The author identifies similarity of S. I. Hessen’s and F. A. Stepun’s views on the issue of realization of freedom of creativity under conditions of institutional education. Finally, the paper analyses the possibility of implementing the pedagogical model of the Russian neo-Kantianism within the framework of the information society.

References

  1. Аляев Г. Е. Философия высшего образования Сергея Гессена // Образ человека будущего: кого и как воспитывать в подрастающих поколениях: коллективная монография. К.: Философско-космологическое объединение, 2012. С. 327-342.
  2. Белов В. Н. С. И. Гессен в истории русского неокантианства // Кантовский сборник. 2014. № 1 (47). С. 59-65.
  3. Владимиров П. А. «Иррациональное» в русском неокантианстве: две волны понимания // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 12 (86). Ч. 5. С. 42-45.
  4. Владимиров П. А. Проблема самореализации личности в философско-антропологической концепции С. И. Гессена // Многомерное общество и человек в XXI веке: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых по гуманитарным и социальным наукам. Саратов: Наука, 2018. С. 64-67.
  5. Гессен С. И. Избранное. М.: РОССПЭН, 2010. 960 с.
  6. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс, 1995. 448 с.
  7. Гессен С. И. Пауль Наторп // Кантовский сборник. 2014. № 1 (47). С. 87-102.
  8. Данилкина Н. В. Становление теории образования С. И. Гессена как «прикладной философии» // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2009. № 4 (1). С. 233-241.
  9. О мессии. Эссе по философии культуры Р. Кронера, Н. Бубнова, Г. Мелиса, С. Гессена, Ф. Степуна: сборник. СПб.: Изд-во РХГА, 2010. 192 с.
  10. Румянцева М. Ф. Русская версия неокантианства: к постановке проблемы // Ученые записки Казанского университета. 2012. № 1 (152). С. 130-141.
  11. Степанов А. А. Время и «прикладная философия»: к вопросу о теоретических и социокультурных предпосылках философско-педагогической концепции С. И. Гессена // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. № 9 (137). С. 222-228.
  12. Степун Ф. А. Мистическое мировидение. Пять образов русского символизма. СПб.: Владимир Даль, 2012. 479 с.
  13. Степун Ф. А. Памяти Гессена С. И. // Степун Ф. А. Портреты. СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 1999. С. 294-298.
  14. Степун Ф. А. Сочинения. М.: РОССПЭН, 2000. 1000 с.
  15. Тетюев Л. И. Образование как ресурс развития личности и демократии // Образование в современном мире: сб. науч. ст. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2015. С. 280-285.
  16. Тетюев Л. И. Свобода как основополагающий трансцендентальный принцип разума // Иммануил Кант и актуальные проблемы современной философии. М.: Экшен, 2005. С. 19-30.

Author information

Yan Denisovich Gushchin

Saratov State University

About this article

Publication history

  • Received: March 9, 2020.
  • Published: April 30, 2020.

Keywords

  • русское неокантианство
  • практическая философия
  • педагогика
  • свобода
  • самообразование
  • концепция нравственного образования
  • Russian neo-Kantianism
  • practical philosophy
  • pedagogy
  • freedom
  • self-education
  • conception of moral education

Copyright

© 2020 The Author(s)
© 2020 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)