• Научная статья
  • 30 апреля 2020
  • Открытый доступ

Философская педагогика Л. Витгенштейна

Аннотация

Цель исследования - рассмотреть особенности и направленность философской педагогики Л. Витгенштейна. В статье проясняется роль обучающих ситуаций в философских текстах Витгенштейна, выявляется механизм действия метода концептуального анализа в описываемых им педагогических условиях, обосновывается правомерность характеристики витгенштейновского подхода как «педагогического способа философствования». Научная новизна исследования заключается в комплексном анализе философско-педагогической методологии Витгенштейна. Автор приходит к выводу, что педагогический стиль Витгенштейна приводит к изменению самосознания индивида, связан с обучением, развитием понимания и совершенствованием личности.

Источники

  1. Беляева Е. В. Отечественный неотрадиционализм как предпосылка традиционных нравственных ценностей в эпоху глобализации // Философия и образование: практики взаимодействия, стратегии развития в XXI веке: материалы Второй международной научно-практической конференции (8 ноября 2019 г.). Тамбов: Издательский дом «Державинский», 2019. C. 100-103.
  2. Витгенштейн Л. Заметки по основаниям математики // Витгенштейн Л. Философские работы: в 2-х ч. / пер. с нем. М.: Гнозис, 1994. Ч. 2. С. 1-207.
  3. Витгенштейн Л. Лекции и беседы об эстетике, психологии и религии / пер. с англ. В. П. Руднева. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. 92 с.
  4. Витгенштейн Л. О достоверности // Витгенштейн Л. Философские работы: в 2-х ч. / пер. с нем. М.: Гнозис, 1994. Ч. 1. С. 321-405.
  5. Витгенштейн Л. Философские исследования // Витгенштейн Л. Философские работы: в 2-х ч. / пер. с нем. М.: Гнозис, 1994. Ч. 1. С. 75-319.
  6. Волков А. Г., Пешев О. О., Семикин М. А. Аналитическая философия образования Ричарда Стенли Питерса. Мелитополь: Люкс, 2016. 124 с.
  7. Малкольм Н. Людвиг Витгенштейн: вспоминания // Людвиг Витгенштейн: человек и мыслитель: сборник / пер. с англ. М.: Прогресс; Культура, 1993. С. 31-96.
  8. Медведев Н. В. Аналитическая философия образования: ретроспектива и перспектива // Философские традиции и современность. 2015. № 2 (8). С. 68-75.
  9. Медведев Н. В. Философия образования: импульс Витгенштейна // Манускрипт. 2019. Т. 12. № 5. С. 102-107.
  10. Bakhurst D. Foreword // A Companion to Wittgenstein on Education: Pedagogical Investigations / ed. by M. Peters, J. Stickney. Singapore: Springer Nature, 2017. P. V-XII.
  11. Hamlyn D. Education and Wittgenstein’s philosophy // Journal of Philosophy of Education. 1989. № 23. P. 213-222.
  12. Luntley M. Wittgenstein: Meaning and Judgement [Электронный ресурс]. Oxford: Blackwell, 2003. URL: https://epdf.pub/ wittgenstein-meaning-and-judgementc8b1c6a49b9a5a2a4b389266815a75d448029.html (дата обращения: 09.03.2020).
  13. Medina J. The Unity of Wittgenstein’s Philosophy: Necessity, Intelligibility, and Normativity. Albany: SUNY Press, 2002. 233 p.
  14. Peters M. A. Subjectivity after Descartes: Wittgenstein as Pedagogical Philosopher // A Companion to Wittgenstein on Education: Pedagogical Investigations / ed. by M. Peters, J. Stickney. Singapore: Springer Nature, 2017. P. 29-42.
  15. Peters M. A., Marshall J. D. Wittgenstein: Philosophy, postmodernism, pedagogy. Westport, CT - L.: Bergin & Garvey, 1999. 248 p.
  16. Savickey B. Wittgenstein’s Art of Investigation [Электронный ресурс]. L. - N. Y.: Routledge, 1999. URL: https://epdf. pub/wittgensteins-art-of-investigation.html (дата обращения: 28.02.2020).
  17. Stickney J. Teaching and Learning in Wittgenstein’s Philosophic Method // Philosophy of Education Society Yearbook / ed. by K. Howe, N. Burbules. Urbana-Champaign: University of Illinois, 2005. P. 299-307.
  18. Williams M. Blind obedience. Paradox and learning in the later Wittgenstein. L. - N. Y.: Routledge, 2009. 354 p.

Финансирование

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта № 19-011-00254, проект «Л. Витгенштейн и философия образования».

Информация об авторах

Медведев Николай Владимирович

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 15 марта 2020.
  • Опубликована: 30 апреля 2020.

Ключевые слова

  • Витгенштейн
  • философия образования
  • философская педагогика
  • образование
  • обучение
  • преподавание
  • воспитание
  • языковые игры
  • формы жизни
  • L. Wittgenstein
  • philosophy of education
  • philosophical pedagogy
  • education
  • learning
  • teaching
  • upbringing
  • language games
  • forms of life

Copyright

© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)