Философская педагогика Л. Витгенштейна
Аннотация
Цель исследования - рассмотреть особенности и направленность философской педагогики Л. Витгенштейна. В статье проясняется роль обучающих ситуаций в философских текстах Витгенштейна, выявляется механизм действия метода концептуального анализа в описываемых им педагогических условиях, обосновывается правомерность характеристики витгенштейновского подхода как «педагогического способа философствования». Научная новизна исследования заключается в комплексном анализе философско-педагогической методологии Витгенштейна. Автор приходит к выводу, что педагогический стиль Витгенштейна приводит к изменению самосознания индивида, связан с обучением, развитием понимания и совершенствованием личности.
Источники
- Беляева Е. В. Отечественный неотрадиционализм как предпосылка традиционных нравственных ценностей в эпоху глобализации // Философия и образование: практики взаимодействия, стратегии развития в XXI веке: материалы Второй международной научно-практической конференции (8 ноября 2019 г.). Тамбов: Издательский дом «Державинский», 2019. C. 100-103.
- Витгенштейн Л. Заметки по основаниям математики // Витгенштейн Л. Философские работы: в 2-х ч. / пер. с нем. М.: Гнозис, 1994. Ч. 2. С. 1-207.
- Витгенштейн Л. Лекции и беседы об эстетике, психологии и религии / пер. с англ. В. П. Руднева. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. 92 с.
- Витгенштейн Л. О достоверности // Витгенштейн Л. Философские работы: в 2-х ч. / пер. с нем. М.: Гнозис, 1994. Ч. 1. С. 321-405.
- Витгенштейн Л. Философские исследования // Витгенштейн Л. Философские работы: в 2-х ч. / пер. с нем. М.: Гнозис, 1994. Ч. 1. С. 75-319.
- Волков А. Г., Пешев О. О., Семикин М. А. Аналитическая философия образования Ричарда Стенли Питерса. Мелитополь: Люкс, 2016. 124 с.
- Малкольм Н. Людвиг Витгенштейн: вспоминания // Людвиг Витгенштейн: человек и мыслитель: сборник / пер. с англ. М.: Прогресс; Культура, 1993. С. 31-96.
- Медведев Н. В. Аналитическая философия образования: ретроспектива и перспектива // Философские традиции и современность. 2015. № 2 (8). С. 68-75.
- Медведев Н. В. Философия образования: импульс Витгенштейна // Манускрипт. 2019. Т. 12. № 5. С. 102-107.
- Bakhurst D. Foreword // A Companion to Wittgenstein on Education: Pedagogical Investigations / ed. by M. Peters, J. Stickney. Singapore: Springer Nature, 2017. P. V-XII.
- Hamlyn D. Education and Wittgenstein’s philosophy // Journal of Philosophy of Education. 1989. № 23. P. 213-222.
- Luntley M. Wittgenstein: Meaning and Judgement [Электронный ресурс]. Oxford: Blackwell, 2003. URL: https://epdf.pub/ wittgenstein-meaning-and-judgementc8b1c6a49b9a5a2a4b389266815a75d448029.html (дата обращения: 09.03.2020).
- Medina J. The Unity of Wittgenstein’s Philosophy: Necessity, Intelligibility, and Normativity. Albany: SUNY Press, 2002. 233 p.
- Peters M. A. Subjectivity after Descartes: Wittgenstein as Pedagogical Philosopher // A Companion to Wittgenstein on Education: Pedagogical Investigations / ed. by M. Peters, J. Stickney. Singapore: Springer Nature, 2017. P. 29-42.
- Peters M. A., Marshall J. D. Wittgenstein: Philosophy, postmodernism, pedagogy. Westport, CT - L.: Bergin & Garvey, 1999. 248 p.
- Savickey B. Wittgenstein’s Art of Investigation [Электронный ресурс]. L. - N. Y.: Routledge, 1999. URL: https://epdf. pub/wittgensteins-art-of-investigation.html (дата обращения: 28.02.2020).
- Stickney J. Teaching and Learning in Wittgenstein’s Philosophic Method // Philosophy of Education Society Yearbook / ed. by K. Howe, N. Burbules. Urbana-Champaign: University of Illinois, 2005. P. 299-307.
- Williams M. Blind obedience. Paradox and learning in the later Wittgenstein. L. - N. Y.: Routledge, 2009. 354 p.
Финансирование
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта № 19-011-00254, проект «Л. Витгенштейн и философия образования».
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 15 марта 2020.
- Опубликована: 30 апреля 2020.
Ключевые слова
- Витгенштейн
- философия образования
- философская педагогика
- образование
- обучение
- преподавание
- воспитание
- языковые игры
- формы жизни
- L. Wittgenstein
- philosophy of education
- philosophical pedagogy
- education
- learning
- teaching
- upbringing
- language games
- forms of life
Copyright
© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»