• Научная статья
  • 30 апреля 2020
  • Открытый доступ

Религиозное образование как форма социализации: проблема влияния ценностей общества потребления на преподавание православной культуры

Аннотация

В статье проводится анализ влияния общества потребления на учащихся и педагогов. Принципиальной новизной работы является обращение автора к проблеме религиозного воспитания в контексте консьюмеризации образования. Задача изучения форм воздействия ценностей общества потребления на передачу православной духовной традиции является комплексной и включает в себя ряд концептуальных позиций: исследование влияния общества потребления на образовательную сферу общественной жизни; изучение того, как влияют потребительские ценности на церковную жизнь в наши дни; выявление воздействия, оказываемого потребительским обществом на преподавание модуля «Основы православной культуры» в рамках предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Источники

  1. Богданова О. А., Плотникова Т. В. Трансформация нравственных ценностей западного христианства в обществе потребления // Научная мысль Кавказа. 2017. № 2. С. 27-32.
  2. Григорьев Д. В. Преодоление общества потребления: что может школа? // Вестник Костромского государственного университета. Т. 14. № 4. С. 50-52.
  3. Гришина А. А. Досуг в обществе потребления: основные тенденции восприятия // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2013. Т. 195. С. 75-79.
  4. Ильин А. Н. Наше потребительское настоящее: монография. Омск: ОмГПУ, 2016. 332 с.
  5. Нектарий (Морозов), игум. Миссия в обществе потребления [Электронный ресурс] // Православие.RU. 2012. 6 августа. URL: http://www.pravoslavie.ru/55322.html (дата обращения: 07.12.2018).
  6. Николаева Е. М. Идентификация личности в условиях консюмеризации образования // Ученые записки Казанского государственного университета. 2010. Т. 152. Кн. 1. С. 135-144.
  7. Плужников А. Мария Кикоть: Мне искренне жаль игуменью Николаю - она тоже жертва системы [Электронный ресурс] // Ахилла. 2017. 20 февраля. URL: https://ahilla.ru/mariya-kikot-mne-iskrenne-zhal-igumenyu-nikolayu-ona-tozhe-zhertva-sistemy/ (дата обращения: 07.12.2018).
  8. Покровский Н. Е. Побочный продукт глобализации: университеты перед лицом радикальных изменений // Общественные науки и современность. 2005. № 4. С. 148-154.
  9. Понукалина О. В. Досуг в обществе массового потребления: концептуальные рамки исследования // Известия Саратовского университета. 2009. Т. 9. Вып. 1. С. 23-28.
  10. Ситников А. Религиозная традиция в современном обществе: опыт теоретического анализа // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2017. № 4. С. 233-254.
  11. Соколова Е. А. Потребительские практики современного высшего образования в условиях информационной открытости вузов // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. 2015. № 4. C. 18-32.
  12. Уминский А., прот. Православное воспитание детей. Как не вырастить ребенка атеистом? [Электронный ресурс] // Православие и мир. 2010. 12 января. URL: https://www.pravmir.ru/pravoslavnoe-vospitanie-detej-kak-ne-vyrastit-rebenka-ateistom/ (дата обращения: 07.12.2018).
  13. Филипп (Симонов), игум. Путь к спасению в обществе потребления. Часть 1 [Электронный ресурс] // Православие.RU. 2006. 29 марта. URL: http://www.pravoslavie.ru/4660.html (дата обращения: 07.12.2018).
  14. Щелкунов М. Д., Николаева Е. М. Потребление. Образование. Личность // Вестник экономики, права и социологии. 2009. № 1. С. 97-105.

Финансирование

Публикация выполнена при финансовой поддержке Гранта РФФИ № 20-311-70023 «Религиозная социализация в постсекулярном мире: дискурсивные практики и социокультурные риски».

Информация об авторах

Орлов Михаил Олегович

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 11 марта 2020.
  • Опубликована: 30 апреля 2020.

Ключевые слова

  • православная культура
  • религиозное образование
  • общество потребления
  • духовная традиция
  • социализация молодежи
  • социология образования
  • аксиология социальной жизни
  • Orthodox culture
  • religious education
  • consumer society
  • spiritual tradition
  • socialization of young people
  • sociology of education
  • axiology of social life

Copyright

© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)