Религиозное образование как форма социализации: проблема влияния ценностей общества потребления на преподавание православной культуры
Аннотация
В статье проводится анализ влияния общества потребления на учащихся и педагогов. Принципиальной новизной работы является обращение автора к проблеме религиозного воспитания в контексте консьюмеризации образования. Задача изучения форм воздействия ценностей общества потребления на передачу православной духовной традиции является комплексной и включает в себя ряд концептуальных позиций: исследование влияния общества потребления на образовательную сферу общественной жизни; изучение того, как влияют потребительские ценности на церковную жизнь в наши дни; выявление воздействия, оказываемого потребительским обществом на преподавание модуля «Основы православной культуры» в рамках предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Источники
- Богданова О. А., Плотникова Т. В. Трансформация нравственных ценностей западного христианства в обществе потребления // Научная мысль Кавказа. 2017. № 2. С. 27-32.
- Григорьев Д. В. Преодоление общества потребления: что может школа? // Вестник Костромского государственного университета. Т. 14. № 4. С. 50-52.
- Гришина А. А. Досуг в обществе потребления: основные тенденции восприятия // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2013. Т. 195. С. 75-79.
- Ильин А. Н. Наше потребительское настоящее: монография. Омск: ОмГПУ, 2016. 332 с.
- Нектарий (Морозов), игум. Миссия в обществе потребления [Электронный ресурс] // Православие.RU. 2012. 6 августа. URL: http://www.pravoslavie.ru/55322.html (дата обращения: 07.12.2018).
- Николаева Е. М. Идентификация личности в условиях консюмеризации образования // Ученые записки Казанского государственного университета. 2010. Т. 152. Кн. 1. С. 135-144.
- Плужников А. Мария Кикоть: Мне искренне жаль игуменью Николаю - она тоже жертва системы [Электронный ресурс] // Ахилла. 2017. 20 февраля. URL: https://ahilla.ru/mariya-kikot-mne-iskrenne-zhal-igumenyu-nikolayu-ona-tozhe-zhertva-sistemy/ (дата обращения: 07.12.2018).
- Покровский Н. Е. Побочный продукт глобализации: университеты перед лицом радикальных изменений // Общественные науки и современность. 2005. № 4. С. 148-154.
- Понукалина О. В. Досуг в обществе массового потребления: концептуальные рамки исследования // Известия Саратовского университета. 2009. Т. 9. Вып. 1. С. 23-28.
- Ситников А. Религиозная традиция в современном обществе: опыт теоретического анализа // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2017. № 4. С. 233-254.
- Соколова Е. А. Потребительские практики современного высшего образования в условиях информационной открытости вузов // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. 2015. № 4. C. 18-32.
- Уминский А., прот. Православное воспитание детей. Как не вырастить ребенка атеистом? [Электронный ресурс] // Православие и мир. 2010. 12 января. URL: https://www.pravmir.ru/pravoslavnoe-vospitanie-detej-kak-ne-vyrastit-rebenka-ateistom/ (дата обращения: 07.12.2018).
- Филипп (Симонов), игум. Путь к спасению в обществе потребления. Часть 1 [Электронный ресурс] // Православие.RU. 2006. 29 марта. URL: http://www.pravoslavie.ru/4660.html (дата обращения: 07.12.2018).
- Щелкунов М. Д., Николаева Е. М. Потребление. Образование. Личность // Вестник экономики, права и социологии. 2009. № 1. С. 97-105.
Финансирование
Публикация выполнена при финансовой поддержке Гранта РФФИ № 20-311-70023 «Религиозная социализация в постсекулярном мире: дискурсивные практики и социокультурные риски».
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 11 марта 2020.
- Опубликована: 30 апреля 2020.
Ключевые слова
- православная культура
- религиозное образование
- общество потребления
- духовная традиция
- социализация молодежи
- социология образования
- аксиология социальной жизни
- Orthodox culture
- religious education
- consumer society
- spiritual tradition
- socialization of young people
- sociology of education
- axiology of social life
Copyright
© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»