• Научная статья
  • 29 мая 2020
  • Открытый доступ

Этизация инженерной деятельности в эпоху цифровизации

Аннотация

Цель исследования - обозначить особенности инженерной деятельности, рассматриваемой в качестве социокультурного феномена, влияющего на изменения политической, экономической, социальной жизни общества. Доказана зависимость смены статуса инженера в истории науки от степени развития техносферы. Научная новизна работы - в определении содержания понятия «инженер-цифровизатор», применяемого для обозначения типа личности инженера, для которого характерно сочетание профессиональных компетенций с информационными как одними из ключевых в век цифровизации. В результате доказано, что для дальнейшего успешного развития общества принципы этизации инженерной деятельности необходимо формировать во время обучения в вузах.

Источники

  1. Азаренок Н. В. Клиповое сознание и его влияние на психологию человека в современном мире // Психология человека в современном мире: материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна: в 5-ти т. / отв. ред. А. Л. Журавлев. М.: Институт психологии РАН, 2009. Т. 5. Личность и группа в условиях социальных изменений. С. 110-112.
  2. Варенина Л. П. Геймификация в образовании // Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. Т. 6. № 6: в 2-х ч. Ч. 2. С. 314-317.
  3. Васильев Н. В. Наука и общество в XXI веке [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauka-i-obschestvo-v-xxi-veke/viewer (дата обращения: 02.04.2020).
  4. Горохов В. Г. Знать, чтобы делать. История инженерной профессии. М.: Знание, 1987. 176 с.
  5. Дягилева Т. В., Дягилев В. Ф. Инновационные технологии в образовательном процессе: монография: в 2-х т. / отв. ред. П. М. Косьянов. Тюмень: ТИУ, 2019. Т. 2. 164 с.
  6. Елисеева Е. В. Геймификация как тренд в развитии системы профессионального образования // Научный альманах. 2015. № 10 (12): в 5-ти ч. Ч. 2. С. 162-164.
  7. Кащеев А. В. Инженерная деятельность в современных условиях // Актуальные проблемы современной науки. 2013. № 5 (73). С. 41-44.
  8. Кирсанов А. А., Кондратьев В. В. Инженерная деятельность и профессиональная компетентность специалиста [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inzhenernaya-deyatelnost-i-professionalnaya-kompetentnost-spetsialista/viewer (дата обращения: 02.04.2020).
  9. Орешников И. М. Философия техники и инженерной деятельности: учеб. пособие. Уфа: Изд-во УГНТУ, 2008. 109 с.
  10. Орлова О. В., Титова В. Н. Геймификация как способ организации обучения // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. № 9 (162). С. 60-63.
  11. Рожко К. Г. Категория и принцип деятельности. Тюмень: РИЦ ТГАКИ, 2009. 156 с.
  12. Селиванов Ф. А. Этика - инженеру. Тюмень: ТюмГНГУ, 2010. 152 с.
  13. Степин В. С., Горохов В. Г., Розов М. А. Философия науки и техники. М.: Гардарика, 1996. 400 с.
  14. Сычев А. А. Экологическая ответственность инженера // Ведомости прикладной этики. 2014. № 44. С. 37-54.
  15. Шангина Е. И. Проблемы подготовки будущих инженеров в современных условиях [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-podgotovki-buduschih-inzhenerov-v-sovremennyh-usloviyah/viewer (дата обращения: 02.04.2020).
  16. https://www.business.ru/news/9889-v-rossii-poyavitsya-novaya-professiya-tsifrovizator-dlya-malogo-biznesa (дата обращения: 02.04.2020).

Информация об авторах

Кальва Инна Сергеевна

Тюменский индустриальный университет

Дягилева Татьяна Владимировна

Тюменский индустриальный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 4 апреля 2020.
  • Опубликована: 29 мая 2020.

Ключевые слова

  • инженерная деятельность
  • инженер-цифровизатор
  • этика
  • цифровизация
  • геймификация
  • engineering
  • digital engineer
  • ethics
  • digitalisation
  • gamification

Copyright

© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)