• Научная статья
  • 29 мая 2020
  • Открытый доступ

Повтор как специфический прием построения музыкальных произведений Ренессанса

Аннотация

Целью исследования является рассмотрение повтора как одного из системных принципов организации музыки Ренессанса. В статье устанавливаются различные виды музыкальной повторности, отмечается их обусловленность методами сочинения по определенной звуковой модели, зависимость от строения словесного текста, приверженность рациональным приемам сегментации материала. Научная новизна исследования состоит в привнесении когнитивно-психологического компонента в уже существующие методы описания и анализа повтора. В результате на примере музыки Ренессанса доказывается, что повтор как принцип музыкального мышления ведет к непосредственному обновлению музыкального материала, способствует проявлению новых эмоционально-смысловых качеств музыки.

Источники

  1. Арановский М. Г. Заметки об архитектоническом слухе и музыкальной логике // Музыка как форма интеллектуальной деятельности: сб. ст. М.: КомКнига, 2007. С. 189-200.
  2. Арановский М. Г. Музыка и мышление // Музыка как форма интеллектуальной деятельности: сб. ст. М.: КомКнига, 2007. С. 10-43.
  3. История полифонии: в 7-ми вып. М.: Музыка, 1989. Вып. 2А. Евдокимова Ю. Музыка эпохи Возрождения, XV век. 414 с.
  4. История полифонии: в 7-ми вып. М.: Музыка, 1996. Вып. 2Б. Дубравская Т. Музыка эпохи Возрождения, XVI век. 413 с.
  5. Мазель Л. А. Вопросы анализа музыки. М.: Сов. композитор, 1991. 376 с.
  6. Мартынов В. И. Зона opus posth, или Рождение новой реальности. М.: Классика-XXI, 2008. 288 с.
  7. Молчанов А. С. О некоторых аспектах исследования повтора в философском и музыкальном опыте // Проблемы музыкальной науки. 2014. № 2 (15). С. 83-87.
  8. Резниченко М. В. Трактат Г. Стокеруса De Musica Verbali Libri Duo и проблема взаимодействия текста и музыки в сочинениях Т. Л. де Виктории (1548-1611) // Старинная музыка. 2018. № 1 (79). С. 21-31.
  9. Симакова Н. А. Вокальные жанры эпохи Возрождения. М.: Музыка, 1985. 360 с.
  10. Симакова Н. А. Контрапункт строгого стиля и фуга. История, теория, практика: в 2-х ч. М.: Композитор, 2002. Ч. 1. Контрапункт строгого стиля как художественная традиция и учебная дисциплина. 528 с.
  11. Скребков С. С. Художественные принципы музыкальных стилей. М.: Музыка, 1973. 448 с.
  12. Тарасевич Н. И. Проблемы тематизма в музыке эпохи Ренессанса: автореф. дисс. … к. иск. М., 1994. 25 с.
  13. Холопов Ю. Н. Изменяющееся и неизменное в эволюции музыкального мышления // Проблемы традиций и новаторства в современной музыке / сост. А. М. Гольцман. М.: Сов. композитор, 1982. С. 52-104.
  14. Ockelford A. Repetition in music: Theoretical and metatheoretical perspectives. L.: Ashgate Publishing, Limited, 2005. 168 p.
  15. Perkins L. L. Josquin’s Qui habitat and the Psalm Motets // Journal of Musicology. 2009. Vol. 26. № 4. P. 512-565.

Информация об авторах

Молчанов Андрей Сергеевич

Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 24 марта 2020.
  • Опубликована: 29 мая 2020.

Ключевые слова

  • повтор
  • varietas-композиция
  • музыка Ренессанса
  • принципы остинатности и переменности
  • музыка res facta
  • музыкальное мышление
  • repetition
  • varietas composition
  • Renaissance music
  • ostinato principle
  • variability principle
  • res facta music
  • musical thinking

Copyright

© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)