• Научная статья
  • 26 июня 2020
  • Открытый доступ

Европейские композиционные техники и китайский колорит в фортепианной пьесе Чен И «Дое»

Аннотация

В статье рассмотрена фортепианная сюита «Дое» современной китайской женщины-композитора Чен И. Цель исследования - выявить особенности интонационно-ритмического и фактурного развития в пьесе. Научная новизна заключается в том, что впервые на русском языке выполнен анализ сочинения с точки зрения соединения в нем особенностей китайского напева с современными приемами композиции. В результате выполненного исследования выявлены приемы работы композитора с народным материалом и принципы сопряжения в сюите национальных элементов и композиционных техник XX столетия.

Источники

  1. 王震亚. 中国作曲技法的衍变. 北京:中央音乐学院出版社. 2004. 280页 (Ван Чжэнья. Эволюция китайских композиционных техник. Пекин: Издательство Центральной консерватории, 2004. 280 с.).
  2. 关心. 民族音乐与现代技法的结合- 族音乐钢琴曲研究 // 东北师范大学学报--第6期, 长春: 吉林音乐出版社, 2005. 页 8-10 (Гуань Синь. Сочетание народной музыки и современных техник - исследование фортепианной музыки народности дун // Журнал Северо-Восточного педагогического университета. 2005. № 6. С. 8-10).
  3. 李玲. 两种音乐体系的贯通与融合--西方传统作曲技术在当代戏曲音乐创作中的应用 // 音乐研究--第7期-北京: 人民音乐出版社,2008. 页 9-18 (Ли Лиин. Преемственность и слияние двух музыкальных систем - применение западных традиционных техник композиции в создании современной драматической музыки // Исследования музыки. 2008. № 7. С. 9-18).
  4. 潘永华. 侗族民族歌舞“多耶”初探 // 民族音乐研究--第4期--北京:人民音乐出版社, 2002. 页 9-11 (Пан Юнхуа. Предварительные исследования песни и танца «Дое» народности дун // Исследования этнической музыки. 2002. № 4. С. 9-11).
  5. 蒲芳. 中国钢琴曲创作中的民族化追求 // 中央音乐学院学报--第4期--北京:中央音乐学院出版社,1991. 页 20-28 (Пу Фан. В погоне за приданием национального характера фортепианной музыке в Китае в процессе ее создания // Журнал Центральной консерватории. 1991. № 4. С. 20-28).
  6. 冯毅. 论现代作曲技法“数控化”趋势的美学意义 // 音乐天地--第3期-北京人民音乐出版社, 2009. 页 28-31 (Фэн И. Об эстетической значимости тенденции «численного управления» современными композиционными техниками // Мир музыки. 2009. № 3. С. 28-31).
  7. 季家锦. 20世纪西方作曲技法. 北京:华乐出版社, 2000. 325 页 (Цзи Цзяцзинь. Западные методы композиции XX века. Пекин, 2000. 325 с.).
  8. 钱仁康. 钱亦平,音乐作品分析教程. 上海:上海音乐出版社, 2001. 页16-19 (Цянь Жэнькан, Цянь Ипин. Учебник по анализу музыкальной композиции. Шанхай, 2001. С. 16-19).
  9. 钟俊呈. 现代音乐创作的观念更新 // 艺术探索,第6期,广西:广西艺术学院出版社, 2005. 页 11-12 (Чжун Цзюньчэн. Новое видение в создании современной музыки // Художественные исследования. 2005. № 6. С. 11-12).
  10. 杨凌云. 现代技法与民族民间音乐的结合的特征 // 武汉音乐学院学报--第4期-武汉:武汉音乐学院出版社,2002. 页 39-45 (Ян Линюнь. Особенности сочетания современных техник и национальной народной музыки // Журнал Уханьской консерватории. 2002. № 4. С. 39-45).

Информация об авторах

Сюй Цинлин

Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 8 мая 2020.
  • Опубликована: 26 июня 2020.

Ключевые слова

  • Чен И
  • современные приемы композиции
  • песня дое
  • фактура
  • ритм
  • трихорд
  • пекинская опера
  • политональность
  • сюита
  • Chen Yi
  • modern compositional techniques
  • duo ye song
  • texture
  • rhythm
  • trichord
  • Beijing opera
  • multi-tonality
  • suite

Copyright

© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)