Романтическое начало в инструментальном творчестве композитора Азона Фаттаха: на примере Сюиты на корейские темы и Лирической пьесы для валторны и фортепиано
Аннотация
Цель исследования - раскрыть особенности камерных сочинений Азона (Азантина Нуртыновича) Фаттаха, их образное наполнение и стилевой облик. В статье рассмотрены жанры камерной музыки, к которым обращался композитор: прежде всего, это пьесы для солирующих инструментов, программные циклы. Особое внимание уделяется двум опусам Азона Фаттаха: Сюите на корейские темы и Лирической пьесе для валторны и фортепиано, их структурным особенностям, музыкальному языку. Определены тяготение композитора к фольклорной сфере музыкального искусства, опора на ладовые и мелодические особенности татарского фольклора, следование принципам романтической гармонии, склонность к романтическому типу программности в камерно-инструментальной музыке. Научная новизна работы заключается в обращении к творчеству композитора, чье наследие недостаточно изучено, а также в выборе материала исследования: впервые в музыковедческий обиход вводятся ранее не изученные опусы Азона Фаттаха. Также предпринимается попытка аналитического рассмотрения Сюиты на корейские темы, дошедшей до нас в рукописных «набросках». В результате воссоздается панорама камерно-инструментального творчества Азона Фаттаха (где особое место занимают выделенные сочинения), что обогащает корпус знаний о его музыке в целом.
Источники
- Викторов В. Воспитание искусством // Дошкольное воспитание. 1978. № 12. С. 15-21.
- Забавских Э. Улыбчивая музыка // Советская музыка. 1975. № 7. С. 74-76.
- Киселёва Н. Балеты Р. М. Глиэра в историко-культурном контексте: дисс.. к. иск. СПб., 2016. 220 с.
- Османова З. Феномен ориентализма в русской музыкальной культуре второй половины XIX - начала XX века [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/07/70269 (дата обращения: 28.07.2020).
- Сайдашева З. Татарская эстрадно-бытовая песня: история и развитие // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусства. 2018. № 2. С. 86-91.
- Сонин В. Писать с уважением к маленькому слушателю (о композиторе Азоне Фаттахе) // Дошкольное воспитание. 1984. № 7. С. 88-90.
- Хаким С. В его песнях - душа народа // Вечерняя Казань. 1983. 2 сентября.
- Чистяков Р. Говорят архивы Азона Фаттаха // Музыкант-классик. 2013. № 9-10. С. 16-18.
- Чистяков Р. Киномузыка в творчестве Азона Фаттаха // Художественное образование и наука. 2019. № 4 (21). С. 162-167.
- Чистяков Р. Композитор Азон Фаттах и его песни // Музыкант-классик. 2012. № 1-2. С. 24-25.
- Чистяков Р. Опера Азона Фаттаха «Джамиля»: по сохранившимся фрагментам партитуры // Южно-Российский музыкальный альманах. 2019. № 4 (37). С. 54-65.
- http://notes.tarakanov.net/katalog/kompozitsii/liricheskaya-piesa_5/ (дата обращения: 04.08.2020).
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 17 июня 2020.
- Опубликована: 31 августа 2020.
Ключевые слова
- Азон Фаттах
- Рейнгольд Глиэр
- инструментальное творчество
- татарская музыка
- корейская музыка
- камерные сочинения
- миниатюры
- композиторский стиль
- Azon Fattakh
- Reinhold Glière
- instrumental creative work
- Tatar music
- Korean music
- chamber compositions
- miniatures
- composer’s style
Copyright
© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»