• Научная статья
  • 31 августа 2020
  • Открытый доступ

Романтическое начало в инструментальном творчестве композитора Азона Фаттаха: на примере Сюиты на корейские темы и Лирической пьесы для валторны и фортепиано

Аннотация

Цель исследования - раскрыть особенности камерных сочинений Азона (Азантина Нуртыновича) Фаттаха, их образное наполнение и стилевой облик. В статье рассмотрены жанры камерной музыки, к которым обращался композитор: прежде всего, это пьесы для солирующих инструментов, программные циклы. Особое внимание уделяется двум опусам Азона Фаттаха: Сюите на корейские темы и Лирической пьесе для валторны и фортепиано, их структурным особенностям, музыкальному языку. Определены тяготение композитора к фольклорной сфере музыкального искусства, опора на ладовые и мелодические особенности татарского фольклора, следование принципам романтической гармонии, склонность к романтическому типу программности в камерно-инструментальной музыке. Научная новизна работы заключается в обращении к творчеству композитора, чье наследие недостаточно изучено, а также в выборе материала исследования: впервые в музыковедческий обиход вводятся ранее не изученные опусы Азона Фаттаха. Также предпринимается попытка аналитического рассмотрения Сюиты на корейские темы, дошедшей до нас в рукописных «набросках». В результате воссоздается панорама камерно-инструментального творчества Азона Фаттаха (где особое место занимают выделенные сочинения), что обогащает корпус знаний о его музыке в целом.

Источники

  1. Викторов В. Воспитание искусством // Дошкольное воспитание. 1978. № 12. С. 15-21.
  2. Забавских Э. Улыбчивая музыка // Советская музыка. 1975. № 7. С. 74-76.
  3. Киселёва Н. Балеты Р. М. Глиэра в историко-культурном контексте: дисс.. к. иск. СПб., 2016. 220 с.
  4. Османова З. Феномен ориентализма в русской музыкальной культуре второй половины XIX - начала XX века [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/07/70269 (дата обращения: 28.07.2020).
  5. Сайдашева З. Татарская эстрадно-бытовая песня: история и развитие // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусства. 2018. № 2. С. 86-91.
  6. Сонин В. Писать с уважением к маленькому слушателю (о композиторе Азоне Фаттахе) // Дошкольное воспитание. 1984. № 7. С. 88-90.
  7. Хаким С. В его песнях - душа народа // Вечерняя Казань. 1983. 2 сентября.
  8. Чистяков Р. Говорят архивы Азона Фаттаха // Музыкант-классик. 2013. № 9-10. С. 16-18.
  9. Чистяков Р. Киномузыка в творчестве Азона Фаттаха // Художественное образование и наука. 2019. № 4 (21). С. 162-167.
  10. Чистяков Р. Композитор Азон Фаттах и его песни // Музыкант-классик. 2012. № 1-2. С. 24-25.
  11. Чистяков Р. Опера Азона Фаттаха «Джамиля»: по сохранившимся фрагментам партитуры // Южно-Российский музыкальный альманах. 2019. № 4 (37). С. 54-65.
  12. http://notes.tarakanov.net/katalog/kompozitsii/liricheskaya-piesa_5/ (дата обращения: 04.08.2020).

Информация об авторах

Чистяков Роман Вячеславович

Российская государственная специализированная академия искусств

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 17 июня 2020.
  • Опубликована: 31 августа 2020.

Ключевые слова

  • Азон Фаттах
  • Рейнгольд Глиэр
  • инструментальное творчество
  • татарская музыка
  • корейская музыка
  • камерные сочинения
  • миниатюры
  • композиторский стиль
  • Azon Fattakh
  • Reinhold Glière
  • instrumental creative work
  • Tatar music
  • Korean music
  • chamber compositions
  • miniatures
  • composer’s style

Copyright

© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)