• Научная статья
  • 30 сентября 2020
  • Открытый доступ

Логика образования в контексте социальной философии М. К. Мамардашвили

Аннотация

Целью данной статьи является реконструкция логики образования в контексте социальной философии М. К. Мамардашвили, а также обоснование целесообразности обращения к вышеназванной логике образования в области отечественной философии образования. В статье рассмотрены основные идеи его социальной философии, выявлены положения логики образования, соответствующей его социальной философии, показано значение данной логики образования в современном образовании России. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые исследована и продемонстрирована связь социальной логики и логики образования Мамардашвили. В результате обосновано, что в контексте предложенной логики образования содержатся теоретические условия для построения российской модели открытого образовательного пространства, в котором возможно проявление спонтанной активности и свободного взаимообщения людей.

Источники

  1. Клюкина Л. А. Феноменологическая стратегия исследования оснований русской культуры: в 3-х ч. Петрозаводск: ПетрГУ, 2018. Ч. I. Метатеоретический подход М. К. Мамардашвили и А. М. Пятигорского к исследованию сознания и культуры. 85 с.
  2. Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М.: Гнозис; Прогресс, 1992. 272 с.
  3. Мамардашвили М. К. Вильнюсские лекции по социальной философии: опыт физической метафизики. СПб.: Азбука; Азбука-Аттикус, 2019. 352 с.
  4. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
  5. Мамардашвили М. К. Необходимость себя: лекции, статьи, философские заметки. М.: Лабиринт, 1996. 432 с.
  6. Мамардашвили М. К. Очерк современной европейской философии. СПб.: Азбука; Азбука-Аттикус, 2018. 640 с.
  7. Мамардашвили М. К. Психологическая топология пути. М. Пруст «В поисках утраченного времени». СПб.: РХГИ, 1997. 571 с.
  8. Мамардашвили М. К., Пятигорский А. М. Символ и сознание. Метафизические размышления о сознании, символике и языке. М.: Школа «Языки русской культуры», 1999. 216 с.
  9. Мотрошилова Н. В. Социально-культурный контекст 50-80-х годов XX века и феномен Мамардашвили // Ценности и смыслы. 2011. № 7 (16). С. 54-72.
  10. Полонников А. А. Дискурс-анализ событий образования: критическое исследование. Мн.: БГУ, 2013. 343 с.
  11. Полонников А. А. Образовательные политики письма и чтения: комментарий к статье Д. Г. Рындина «Мераб Мамардашвили: событие мысли и педагогическая практика» // Высшее образование в России. 2019. № 1. С. 119-129.
  12. Пущаев Ю. В. М. К. Мамардашвили. Опыт физической метафизики (Вильнюсские лекции по социальной философии) // Вопросы философии. 2010. № 3. С. 183-185.
  13. Рындин Д. Г. Мераб Мамардашвили: событие мысли и педагогическая практика // Высшее образование в России. 2019. № 1. С. 104-118.
  14. Соловьев Э. Ю. Философия как критика идеологий. Часть II // Философский журнал. 2017. Т. 10. № 3. С. 5-31.
  15. Файбышенко В. Ю. Встреча с феноменом: воплощение и развоплощение. О некоторых чертах феноменологического проекта М. К. Мамардашвили // Международный журнал исследований культуры: границы субъективности. 2013. № 3 (12). С. 35-40.

Информация об авторах

Клюкина Людмила Александровна

Петрозаводский государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 3 августа 2020.
  • Опубликована: 30 сентября 2020.

Ключевые слова

  • идеология
  • логика образования
  • М. К. Мамардашвили
  • «превращенные формы сознания»
  • сообщность
  • социальная логика
  • ideology
  • logic of education
  • M. K. Mamardashvili
  • converted forms of consciousness
  • community
  • social logic

Copyright

© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)