• Научная статья
  • 30 сентября 2020
  • Открытый доступ

Дизайн как философская категория

Аннотация

Цель исследования - определить сущность философской категории «дизайн». Автор предполагает, что дизайн может быть рассмотрен как эстетическая категория, однако содержит смыслы, которые не описываются традиционным рядом эстетических категорий. Научная новизна заключается в демаркации категории «дизайн» с категориями «искусство» и «эстетическое» по следующим параметрам: 1) функциональное отличие; 2) отличие происхождения; 3) семиотическое отличие. Результатом исследования является формула философской категории «дизайн». Категория «дизайн» связана с эстетической организацией вторичной реальности и характеризуется проективностью, транзитивностью, функциональностью, имманентностью и семиургичностью.

Источники

  1. Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры / пер. с фр., вступ. ст. и сост. С. Н. Зенкина. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2004. 512 с.
  2. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть / пер. с фр. С. Н. Зенкина. М.: Добросвет, 2000. 387 с.
  3. Бычков В. В. Эстетика. Изд-е 2-е, перераб. и доп. М.: Гардарики, 2006. 573 с.
  4. Гегель Г. В. Ф. Лекции по эстетике / гл. ред. А. Дьяченко. М.: Эксмо, 2018. 224 с.
  5. Жильсон Э. Живопись и реальность / пер. с фр. Н. Б. Маньковской. М.: РОССПЭН, 2004. 368 с.
  6. Лебон Г. Психология народов и масс / пер. с фр. Э. Пименовой, А. Фридман. М.: АСТ, 2017. 384 с.
  7. Лола Г. Н. Дизайн. Опыт метафизической транскрипции / послесл. Н. Б. Иванова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998. 264 с.
  8. Лоос А. Орнамент и преступление (1908) / пер. В. Г. Калиша, А. В. Иконников // Мастера архитектуры об архитектуре. М.: Искусство, 1972. С. 143-148.
  9. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития: в 2-х кн. Х. - М.: Фолио; АСТ, 2000. Кн. 1. 832 с.
  10. Панкина М. В. Проектная культура Баухауза: целеполагание и аксиология мышления // Баухауз и художественные школы эпохи авангарда: материалы Междунар. конф. (17-19 апреля 2019 г.). М.: Издательство МГХПА им. Строганова, 2019. С. 46-47.
  11. Платон. Государство / пер. с др.-греч. В. Н. Карпова. СПб.: Азбука; Азбука-Аттикус, 2015. 352 с.
  12. Раппапорт А. Г. Проект и время // Проблемы дизайна - 2: сб. ст. / ред. В. Л. Глазычев и др. М.: Архитектура-С, 2004. С. 22-47.
  13. Рескин Дж. Лекции об искусстве / пер. с англ. П. Когана под ред. Е. Кононенко. М.: БСГ-ПРЕСС, 2006. 319 с.
  14. Соловьев В. С. Чтения о Богочеловечестве / вступ. ст. А. А. Тесли. М.: РИПОЛ классик, 2018. 382 с.
  15. Уайльд О. Избранное / сост. и вступ. ст. С. Бэлзы; прим. А. Зверева. М.: Правда, 1989. 736 с.
  16. Шеллинг Ф. В. Философия искусства / под общ. ред. М. Ф. Овсянникова; пер. с нем. П. С. Попова. М.: Мысль, 1999. 608 с.
  17. Щедровицкий Г. П. Теоретические и методологические исследования в дизайне. М.: Изд-во Шк. культур. политики, 2004. 372 с.
  18. Эпштейн М. Н. Слово как произведение. О жанре однословия // Новый мир. 2000. № 9. С. 204-215.

Информация об авторах

Панкратова Александра Владимировна

Национальный исследовательский университет «Московский энергетический институт»

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 3 августа 2020.
  • Опубликована: 30 сентября 2020.

Ключевые слова

  • дизайн
  • искусство
  • эстетическое
  • семиотика
  • трансцендентное
  • design
  • art
  • the aesthetical
  • semiotics
  • the transcendental

Copyright

© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)