• Научная статья
  • 30 сентября 2020
  • Открытый доступ

Инструментальные сочинения П. Ф. Юона 1930-х годов: феномен позднего стиля композитора

Аннотация

Цель исследования - раскрыть особенности позднего стиля П. Ф. Юона (1872-1940) в контексте историко-культурной ситуации первых десятилетий ХХ века. Автор исследует творчество самобытного русско-швейцарского композитора, выявляя специфику его произведений. Научная новизна определяется тем, что впервые в поле исследовательского внимания попадает целый ряд сочинений П. Юона, позволивших раскрыть эстетическую уникальность его позднего творческого периода. В результате анализа инструментальных сочинений, составивших основное ядро музыкального наследия композитора 1930-х годов, выявлена специфика взаимодействия стилеобразующих компонентов, репрезентирующих последний творческий этап - своеобразную вершину сложной художественной эволюции мастера.

Источники

  1. Асафьев Б. Новая музыка I // Асафьев Б. О музыке ХХ века. Л.: Музыка, 1982. С. 154-159.
  2. Асафьев Б. (Глебов И.) Французская музыка и её современные представители // Зарубежная музыка XX века: материалы и документы / ред. И. В. Нестьев. М.: Музыка, 1975. С. 112-126.
  3. Левая Т. Н. Русская музыка начала XX века в художественном контексте эпохи: исследование. М.: Музыка, 1991. 166 с.
  4. Немировская И. А. Вальс в инструментальных циклах Брамса // Проблемы музыкального жанра: сборник трудов. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1981. Вып. 54. С. 106-121.
  5. Неровная Т. Е. Композитор Павел Юон и судьбы русского фортепианного трио первой трети ХХ века: дисс. … к. иск. Н. Новгород, 2013. 234 с.
  6. Прокофьев С. С. Прокофьев о Прокофьеве: статьи и интервью / сост., текст. ред. и коммент. В. П. Варунца. М.: Советский композитор, 1991. 285 с.
  7. Римский-Корсаков Н. А. Основы оркестровки. С партитурными образцами из собственных сочинений: учебное пособие: в 2-х т. / под ред. М. Штейнберга. Изд-е 3-е, стереотипное. СПб.: Лань; Планета музыки, 2019. Т. 1. 128 с.
  8. Яворский Б. Л. Сюиты Баха для клавира: о символике «Французских сюит» И. С. Баха. М.: Классика-XXI, 2006. 153 с.
  9. Badrutt Th. Paul Juon. Leben und Werk, Thematisches Verzeichnis seiner Kompositionen. 2., revidierte, aktualisierte und ergänzte Auflage. Chur: Institut für Kulturforschung Graubünden und Internationale Juon Gesellschaft, 2010. Е5-Е74 + 155 S.
  10. Falett U. Der Bündner Paul Juon - ein russischer Komponist? [Электронный ресурс]. URL: http://www.juon.org/ T13.Referat_Fsg_Homepage.pdf (дата обращения: 17.08.2020).
  11. Fonds Paul Juon (FPJ). Bibliotheque Cantonale et Universitaire (BCU), Lausanne - Departement de la musique - Section des archives musicales. FPJ. Units 1-17.
  12. Schuster C.-Ch. Kommentare zu Juons Klaviertrios [Электронный ресурс] // Audio CD. Paul Juon (1872-1940). The Piano Trios. Altenberg Trio Wien. The Netherlands: ChallengeClassics, 1996. S. 2-8.
  13. Teurich W. Der Stilzauberer: Wiederentdeckung von Paul Juon [Электронный ресурс]. URL: https://www.spiegel. de/kultur/musik/paul-juon-pointierte-kammermusik-werke-a-1047016.html (дата обращения: 17.08.2020).

Информация об авторах

Неровная Татьяна Евгеньевна

Нижегородская государственная консерватория имени М. И. Глинки

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 15 августа 2020.
  • Опубликована: 30 сентября 2020.

Ключевые слова

  • Павел Федорович Юон
  • стиль
  • инструментальное творчество
  • трио
  • сюита
  • Pavel Fyodorovich Juon
  • style
  • instrumental creative work
  • trio
  • suite

Copyright

© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)