• Научная статья
  • 3 ноября 2020
  • Открытый доступ

Цифровизация образования: миф многозадачности

Аннотация

Целью исследования является обоснование иллюзорного, мифологического характера утвердившихся в массовом сознании представлений о многозадачности как некой особой когнитивной способности, формируемой посредством использования информационных технологий, как позитивного аспекта клипового мышления. Анализ отечественных и зарубежных публикаций, в которых упоминается многозадачность, показал, что авторы вкладывают в этот термин разное содержание: если в зарубежных источниках многозадачность понимается как режим работы с множеством отвлекающих факторов, то в отечественных - как способность человека выполнять несколько операций одновременно. В работе показано, что представление о многозадачности как позитивной когнитивной способности, формируемой на основе раннего приобщения ребенка к одновременному использованию различных электронных устройств, является одним из социальных мифов, порождаемых информатизацией и цифровизацией общества. В ходе исследования были выявлены истоки мифологизированных представлений о явлениях, связанных с цифровизацией образования. Научная новизна заключается в обосновании необходимости избавления от мифологизированных представлений, связанных с информатизацией, для позитивных изменений в отечественной системе образования. В результате исследования автор приходит к выводу об иллюзорном характере представлений о многозадачности как личностной особенности, связанной с применением информационных технологий; о том, что основным недостатком использования режима многозадачности в образовательных целях является его негативное влияние на формирование когнитивной сферы личности, личностных знаний. Одновременное применение нескольких устройств способствует торможению развития осмысляющего мышления, следовательно, препятствует актуализации творческого потенциала личности.

Источники

  1. Барон Н. С. Люди, в которых мы превращаемся: цена постоянного нахождения на связи // Информационное общество. 2010. № 5. С. 18-29.
  2. Большаков А. М., Крутько В. Н., Кутепов Е. Н., Мамиконова О. А., Потемкина Н. С., Розенблит С. И., Чанков С. В. Информационные нагрузки как новый актуальный раздел гигиены детей и подростков // Гигиена и санитария. 2016. Т. 95. № 2. С. 172-177.
  3. Выготский Л. С. Психология развития человека. М.: Смысл; Эксмо, 2003. 1136 с.
  4. Гернси Л. Умный старт // В мире науки. 2019. № 12. С. 80-85.
  5. Гуров Ф. Н. Информатизация общества: амбивалентный характер социальных изменений // Ценности и смыслы. 2018. № 6 (58). С. 83-96.
  6. Дэвис Э. Техногнозис: миф, магия и мистицизм в информационную эпоху / пер. с англ. С. Кормильцева, Е. Бачининой, B. Харитонова. Екатеринбург: Ультра; Культура, 2008. 480 с.
  7. Ильенков Э. Диалектика идеального // Логос. 2009. № 1 (69). С. 6-62.
  8. Кокурина Е. Зона когнитивной уязвимости: беседа с руководителем отдела психологии и психофизиологии Института медико-биологических проблем РАН профессором Ю. А. Бубеевым // В мире науки. 2020. № 6. С. 23-31.
  9. Колин К. К. Информационная антропология: поколение Next и новая угроза психологического расслоения человечества в информационном обществе // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусства. 2011. № 4 (28). С. 32-36.
  10. Кучма В. Р. Гигиеническая безопасность гиперинформатизации жизнедеятельности детей // Гигиена и санитария. 2017. Т. 96. № 11. С. 1060-1063.
  11. Леонгард Г. Технологии против человека / пер. с англ. А. О. Юркова, М. Ю. Килина, Т. Ю. Глазкова; предисл. М. Федорова. М.: АСТ, 2018. 320 с.
  12. Лурия А. Р. Психологическое наследие. Избранные труды по общей психологии. М.: Смысл, 2003. 431 с.
  13. Лурия А. Р. Язык и сознание. СПб.: Питер, 2019. 336 с.
  14. Мареев С. Н. Из истории советской философии: Лукач - Выготский - Ильенков. М.: Культурная революция, 2008. 448 с.
  15. Пан А. С.-К. Укрощение цифровой обезьяны / пер. с англ. Ю. Жизненко, О. Кутуева. М.: АСТ, 2014. 319 с.
  16. Суворов О. В. Сознание и абсолют (философский трактат). М.: Логос, 1999. 192 с.
  17. Шпитцер М. Антимозг: цифровые технологии и мозг / пер. с нем. А. Г. Гришина. М.: АСТ, 2014. 288 с.
  18. Шукова Г. В. Интенсивность цифрового опыта и возрастные особенности когнитивных процессов [Электронный ресурс]. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2013v6n27/784-shukova27.html (дата обращения: 12.08.2020).
  19. Halpern D., Piña M., Ortega-Gunckel C. School performance: New multimedia resources versus traditional notes (El rendimiento escolar: Nuevos recursos multimedia frente a los apuntes tradicionales) // Comunicar. 2020. № 64. P. 39-48.
  20. Markowitz D. M., Hancock J. T., Bailenson J. N., Reeves B. Psychological and physiological effects of applying self-control to the mobile phone [Электронный ресурс]. URL: https://journals.plos.org/plosone/article?id=10.1371/ journal.pone. 0224464 (дата обращения: 25.09.2020).
  21. Prensky M. From digital natives to digital wisdom: Hopeful essays for 21st century learning. Thousand Oaks, CA: Corwin Press, 2012. 240 р.
  22. Sancho-Gil J. M. Digital technology as a trigger for learning promises and realities [Электронный ресурс]. URL: https://revistes.ub.edu/index.php/der/article/view/30640 (дата обращения: 25.09.2020).
  23. Wiradhany W., Vugt M. K. van, Nieuwenstein M. R. Media multitasking, mind-wandering, and distractibility: A large-scale study // Perception & Psychophysics. 2020. № 82. P. 1112-1124.

Информация об авторах

Поликарпова Елена Витальевна

Южный федеральный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 26 августа 2020.
  • Опубликована: 3 ноября 2020.

Ключевые слова

  • многозадачность
  • информационно-коммуникационные технологии
  • мифология
  • социализация
  • образование
  • высшие психические функции
  • личность
  • multitasking
  • information and communications technology
  • mythology
  • socialisation
  • education
  • higher mental functions
  • personality

Copyright

© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)