• Научная статья
  • 30 ноября 2020
  • Открытый доступ

Анкеты участников первого культурно-национального совещания 1926 г. как источники по истории становления и развития бурятского языка

Аннотация

Цель работы - исследовать мотивы принятия решений участниками первого культурно-национального совещания 1926 г., когда ими был взят курс на единую монгольскую культурную общность, в том числе и в вопросе дальнейшего исторического развития бурятского языка, составить социокультурный портрет интеллигенции бурятского народа. Научная новизна: подробно исследованы анкеты участников культурно-национального совещания, выявлены характеристики участников по роду деятельности, происхождению, уровню образования, языковой квалификации. В результате анализа анкетных данных выявлена роль делегатов первого культурного совещания в процессе самоидентификации бурятского народа, исследованы причины выбора участниками совещания письменно-монгольского языка как основного диалекта молодой республики.

Источники

  1. Базарова В. В. Гомбожап Цыбиков о роли монгольской письменности в становлении бурятского языкознания // Власть. 2014. № 9. С. 187-191.
  2. Базарова В. В. Культурно-национальное совещание 1926 года: курс на модернизацию образования в Бурят-Монголии // Вестник Бурятского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук. 2015. № 1 (17). С. 25-31.
  3. Базарова В. В. Реформа бурят-монгольского языка в зеркале политических дискуссий 1920-х гг. // Власть. 2012. № 6. С. 176-179.
  4. Базарова В. В. Языковые эксперименты и практика политических технологий в 1920-1930-х гг. // Власть. 2009. № 2. С. 72-74.
  5. Балданмаксарова Е. Е. Современные тенденции развития языкового образования в субъектах Российской Федерации (на примере Республики Бурятия) // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 1. № 6 (56). С. 68-79. DOI: 10.24411/2224-0772-2018-10030.
  6. Мнение: «Я был в шоке, когда узнал, что практически все слова, которые мы сейчас произносим, как русские с бурятскими окончаниями, уже есть в бурятском языке - просто мы плохо знаем свой язык» [Электронный ресурс]. URL: https://www.baikal-media.ru/news/society/361725/ (дата обращения: 20.06.2020).
  7. Номогонова В. В. Национальная школа в Бурятии в 1920-1930-е гг.: проблемы формирования // Гуманитарный вектор. 2011. № 3 (27). С. 95-99.
  8. Трегубова Д. Д. «Языковое строительство» в Бурят-Монгольской АССР в 1920-1930-е гг. // Человек: образ и сущность. 2017. № 1-2 (28-29). С. 185-200.
  9. Центр восточных рукописей и ксилографов (ЦВРК). Общий архивный фонд (ОАФ).
  10. ЦВРК. Ф. 1Б. Оп. 1.

Финансирование

<i>Статья подготовлена в рамках государственного задания (проект XII.187.1.4. «Культурное наследие народов Трансбайкалья и сопредельных регионов Восточной Азии в системе духовных ценностей России», № АААА-А17-117021310267-5).</i>

Информация об авторах

Ванчикова Цымжит Пурбуевна

д. ист. н.

Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук, г. Улан-Удэ

Ринчинова Оюуна Санжимитуповна

к. ист. н.

Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук, г. Улан-Удэ

Аюшеева Марина Васильевна

к. ист. н.

Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук, г. Улан-Удэ

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 8 сентября 2020.
  • Опубликована: 30 ноября 2020.

Ключевые слова

  • интеллигенция
  • культурно-национальное совещание 1926 г
  • языковая политика
  • социальный портрет
  • историческое развитие бурятского языка
  • intelligentsia
  • Cultural-National Meeting of 1926
  • language policy
  • social portrait
  • historical development of the Buryat language

Copyright

© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)