• Научная статья
  • 30 декабря 2020
  • Открытый доступ

Кораническая онтология

Аннотация

Цель исследования - выявление особенностей коранической онтологии. Показывается различие между понятиями «кораническая картина мира» и «кораническая онтология». Кораническая онтология представляет собой философские рассуждения о представленной в Коране картине мира, ее критический анализ. Научная новизна заключается в обосновании: а) правомерности апофатического характера исламской теологии; б) телеологического характера исламского креационизма, основанного на Коране. Результаты исследования: главными объектами коранической онтологии являются Бог и человек. Бог в Коране трактуется в духе апофатической традиции - как «ни то, и не это». Коранический человек является самым совершенным продуктом творчества Бога. Все остальные творения созданы с учетом существования человека.

Источники

  1. Али М. Священный Коран. Лахор: Ахмадийа Анджуман Ишаат Ислам, 1997. 1312 с.
  2. Бёртон Дж. Мусульманское предание. Введение в хадисоведение. М. - СПб.: Диля, 2006. 304 с.
  3. Гольдциер И. Лекции об исламе: в 2-х т. СПб.: Тип. акционерного общества «Брокгауз - Эфрон», 1912. Т. 2. 302 с.
  4. Коран. Последний Завет. М.: Книга по требованию, 2014. 660 с.
  5. Полкинхорн Д. Антропный принцип и споры о науке и религии // Страницы: богословие, культура, образование. 2010. Т. 14. № 1. С. 113-123.
  6. Рахматуллин Р. Ю. Научная картина мира как особая форма организации знания // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 12 (38). Ч. 2. С. 166-168.
  7. Рахматуллин Р. Ю. Страсти по хиджабу в контексте мусульманской идентичности // Исламоведение. 2018. Т. 9. № 1 (35). С. 65-79.
  8. Рахматуллин Р. Ю. Al-Ghazalis gnoseology // Вестник ВЭГУ. 2015. № 5 (79). С. 147-156.
  9. Рахматуллин Р. Ю., Хамзина Д. З. Соотношение понятий «мировоззрение», «картина мира», «онтология» // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 1 (27). Ч. 2. С. 156-159.
  10. Стёпин В. С. Научная картина мира // Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: Канон+; РООИ «Реабилитация», 2009. С. 581-584.
  11. Умар бин Сулайман аль-Ашкар. Мир благочестивых ангелов. М.: Мир, 2008. 116 с.
  12. Цицерон. Философские трактаты. М.: Наука, 1985. 382 с.
  13. Шагавиев Д. А., Синятуллин Р. Х. Понимание сыфатов Аллаха в аятах муташабиhат (иносказательных аятах) // Минбар. Исламские исследования. 2016. Т. 9. № 1. С. 31-42.
  14. Щербаков Р. Н. Джон Уилер: смелый консерватизм в науке // Природа. 2018. № 12 (1240). С. 58-68.
  15. Byrne M. The Names of God in Judaism, Christianity, and Islam: Basis for Interfaith Dialogue. L.: Continuum, 2011. 171 p.
  16. Jackson S. A. On the Boundaries of Theological Tolerance in Islam: Abû Hâmid al-Ghazâlî’s Faisal al-Tafriqa. N. Y.: Oxford University Press, 2002. 156 р.
  17. Khalifa R. Quran, Hadith, and Islam. Tucson: Universal Unity, 2000. 100 р.
  18. Laffan M. The Makings of Indonesian Islam: Orientalism and the Narration of a Sufi Past. Princeton: Princeton University Press, 2011. 328 p.
  19. Wheeler J. A. At Home in the Universe. N. Y.: American Institute of Physics, 1994. 371 р.

Информация об авторах

Рахматуллин Рафаэль Юсупович

д. филос. н., проф.

Башкирский государственный аграрный университет, г. Уфа

Семенова Эльвира Разифовна

к. филос. н.

Башкирский государственный аграрный университет, г. Уфа

Ураев Раиль Рауфович

к. соц. н., доц.

Башкирский государственный аграрный университет, г. Уфа

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 25 октября 2020.
  • Опубликована: 30 декабря 2020.

Ключевые слова

  • Коран
  • Бог
  • человек
  • апофатическая теология
  • Quran
  • God
  • man
  • apophatic theology

Copyright

© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)