Эволюция музыкального театра Александра Журбина: от «Орфея и Эвридики» до «Метаморфоз любви»
Аннотация
За сорок лет творческих поисков в музыкальном театре композитор Александр Журбин прошел путь от зонговых рок-опер и мюзиклов до оперных полотен академического толка. Цель исследования - охарактеризовать эволюцию творчества, эстетики автора в контексте философского осмысления культурологических сдвигов, выделить ее этапы. Акцент в работе делается на исследовании самого первого музыкально-театрального опуса композитора и последнего по времени произведения, что показывает произошедшие качественные изменения в методе и эстетике. Научная новизна: впервые в научной литературе рассмотрены двенадцать произведений А. Журбина, созданных для музыкального театра, определена их жанровая принадлежность на основе свидетельств самого композитора, а также с учетом театральной практики. В результате выявлены шесть безусловных опер и шесть опусов, имеющих пограничный характер, сочетающих черты оперы и разного типа мюзиклов.
Источники
- Адорно Т. Избранное: социология музыки. М. - СПб.: Университетская книга, 2018. 445 с.
- Александр Журбин: «Я никогда не переставал писать серьезную музыку»: интервью Дмитрию Морозову // Музыкальная жизнь. 2016. № 2. С. 34-37.
- Барыкина Л. Однажды 40 лет спустя // Музыкальная жизнь. 2018. № 1. С. 40-41.
- Елагина Т. О чем поют Альберт и Жизель [Электронный ресурс]. URL: http://www.belcanto.ru/12092602.html (дата обращения: 26.09.2012).
- Журбин А. Б. О временах, о музыке и о себе. М.: Композитор, 2016. 464 с.
- Капичина Е. А. Философия музыки: от языка к восприятию. Луганск: Изд-во ЛГАКИ им. М. Матусовского, 2018. 360 с.
- Лосев А. Ф. Форма - Стиль - Выражение. М.: Мысль, 1995. 940 с.
- Матусевич А. О любви так много опер сложено // Музыкальная жизнь. 2017. № 7-8. С. 20-21.
- Матусевич А. Орфей спускается в ад // Играем с начала. 2018. № 2.
- Матусевич А. П. «Мелкий бес» А. Журбина: интертекстуальные связи и режиссерская концепция // Вести Белорусcкой государственной академии музыки. 2016. № 29. С. 56-60.
- Суханцева В. К. Музыка как мир человека. От идеи вселенной - к философии музыки. К.: Факт, 2000. 176 с.
- Цодоков Е. С. Опера. М.: Композитор, 1999. 578 с.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 15 августа 2020.
- Опубликована: 30 декабря 2020.
Ключевые слова
- музыкальный театр
- мюзикл
- опера
- эстетика музыкального театра
- философия оперы
- musical theatre
- musical
- opera
- aesthetics of musical theatre
- philosophy of opera
Copyright
© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»