• Научная статья
  • 30 декабря 2020
  • Открытый доступ

Эволюция музыкального театра Александра Журбина: от «Орфея и Эвридики» до «Метаморфоз любви»

Аннотация

За сорок лет творческих поисков в музыкальном театре композитор Александр Журбин прошел путь от зонговых рок-опер и мюзиклов до оперных полотен академического толка. Цель исследования - охарактеризовать эволюцию творчества, эстетики автора в контексте философского осмысления культурологических сдвигов, выделить ее этапы. Акцент в работе делается на исследовании самого первого музыкально-театрального опуса композитора и последнего по времени произведения, что показывает произошедшие качественные изменения в методе и эстетике. Научная новизна: впервые в научной литературе рассмотрены двенадцать произведений А. Журбина, созданных для музыкального театра, определена их жанровая принадлежность на основе свидетельств самого композитора, а также с учетом театральной практики. В результате выявлены шесть безусловных опер и шесть опусов, имеющих пограничный характер, сочетающих черты оперы и разного типа мюзиклов.

Источники

  1. Адорно Т. Избранное: социология музыки. М. - СПб.: Университетская книга, 2018. 445 с.
  2. Александр Журбин: «Я никогда не переставал писать серьезную музыку»: интервью Дмитрию Морозову // Музыкальная жизнь. 2016. № 2. С. 34-37.
  3. Барыкина Л. Однажды 40 лет спустя // Музыкальная жизнь. 2018. № 1. С. 40-41.
  4. Елагина Т. О чем поют Альберт и Жизель [Электронный ресурс]. URL: http://www.belcanto.ru/12092602.html (дата обращения: 26.09.2012).
  5. Журбин А. Б. О временах, о музыке и о себе. М.: Композитор, 2016. 464 с.
  6. Капичина Е. А. Философия музыки: от языка к восприятию. Луганск: Изд-во ЛГАКИ им. М. Матусовского, 2018. 360 с.
  7. Лосев А. Ф. Форма - Стиль - Выражение. М.: Мысль, 1995. 940 с.
  8. Матусевич А. О любви так много опер сложено // Музыкальная жизнь. 2017. № 7-8. С. 20-21.
  9. Матусевич А. Орфей спускается в ад // Играем с начала. 2018. № 2.
  10. Матусевич А. П. «Мелкий бес» А. Журбина: интертекстуальные связи и режиссерская концепция // Вести Белорусcкой государственной академии музыки. 2016. № 29. С. 56-60.
  11. Суханцева В. К. Музыка как мир человека. От идеи вселенной - к философии музыки. К.: Факт, 2000. 176 с.
  12. Цодоков Е. С. Опера. М.: Композитор, 1999. 578 с.

Информация об авторах

Матусевич Александр Петрович

Луганская государственная академия культуры и искусств им. М. Л. Матусовского

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 15 августа 2020.
  • Опубликована: 30 декабря 2020.

Ключевые слова

  • музыкальный театр
  • мюзикл
  • опера
  • эстетика музыкального театра
  • философия оперы
  • musical theatre
  • musical
  • opera
  • aesthetics of musical theatre
  • philosophy of opera

Copyright

© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)