• Научная статья
  • 30 декабря 2020
  • Открытый доступ

Роль ударных инструментов в оркестровых произведениях Г. Дмитриева

Аннотация

Цель исследования - определить роль ударных инструментов в оркестровых произведениях Г. Дмитриева. В статье акцентируется внимание на том, что ударные инструменты делятся у Дмитриева на несколько групп, каждая из которых имеет самостоятельное значение. Ударные без определённой высоты звучания выступают в качестве полноценных носителей оркестровой фактуры, а главная роль ударных с фиксированной высотой звучания заключается в передаче образно-ассоциативного значения тембра. Научная новизна заключается в систематизации сферы применения ударных инструментов в произведениях композитора. В результате определено, что использование ударных инструментов у Дмитриева тесно связано с концепцией сочинения и их роль меняется на протяжении произведения.

Источники

  1. Глинка М. И. Автобиография. Заметки об инструментовке. М.: Музгиз, 1937. 36 с.
  2. Денисов Э. В. Ударные инструменты в современном оркестре / пред. И. Барсовой; ред. В. Артемов. М.: Сов. композитор, 1982. 257 с.
  3. Дмитpиев Г. П. Ударные инструменты: трактовка и современное состояние. М.: Сов. композитор, 1991. 145 с.
  4. Клебанов Д. Искусство инструментовки. К.: Музична Украина, 1972. 217 с.
  5. Панаиотов А. Н. Ударные инструменты в современных оркестрах. М.: Сов. композитор, 1973. 183 с.
  6. Пистон У. Оркестровка / пер. с англ. К. Н. Иванова. М.: Сов. композитор, 1990. 455 с.
  7. Римский-Корсаков Н. А. Основы оркестровки: с партитурными образцами из собственных сочинений / под ред. М. Штейнберга. М. - Л.: Музгиз, 1946. 122 с.
  8. Сапожникова С. Е. Научная монография: автор - книга - читатель // Развитие личности. 2008. № 2. С. 35-48.
  9. Шабунова И. М. Инструменты и оркестр в европейской музыкальной культуре: учеб. пособие. СПб.: Лань, 2017. 336 с.
  10. Шатько Е. Г. Колокола и колокольные звоны православных храмов западных регионов Беларуси: история и современность. Мн. - М.: ПРОБЕЛ-2000, 2013. 295 с.

Информация об авторах

Саржант Александр Владимирович

Российская академия музыки имени Гнесиных, г. Москва

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 23 октября 2020.
  • Опубликована: 30 декабря 2020.

Ключевые слова

  • арные инструменты без определённой высоты звучания
  • ударные с фиксированной высотой звучания
  • тембр
  • Г. Дмитриев
  • оркестровые произведения
  • percussion instruments with indefinite pitch
  • percussion instruments with definite pitch
  • tone
  • G. Dmitriev
  • orchestral works

Copyright

© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)