• Научная статья
  • 30 декабря 2020
  • Открытый доступ

Онтологический статус искусства в философии Р. Ингардена

Аннотация

Цель исследования заключается в выявлении онтологического статуса искусства в феноменологической эстетике Р. Ингардена. Затрагиваются вопросы о специфике бытия произведения искусства в рамках феноменологического подхода, проблема идентичности и онтологической структуры произведения искусства. Научная новизна работы заключается в разработке и обосновании феноменологического подхода к проблеме онтологического статуса искусства, демонстрируемого в работах Р. Ингардена. Результаты исследования сводятся к следующим положениям. В рамках феноменологического подхода к бытию Ингарден показывает несводимость произведения искусства к его вещественному бытию и необходимость признания за ним статуса особого невещественного существования - в качестве интенционального объекта. Главной характеристикой художественного произведения является, согласно Ингардену, его схематичность, так что выражаемое им содержание обладает бесконечным потенциалом его актуализаций.

Источники

  1. Абрамовских Е. В. Роман Ингарден как основоположник рецептивной эстетики // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2012. № 2. Ч. 2. С. 414-416.
  2. Бычков В. В. Эстетика. М.: Гардарики, 2004. 556 с.
  3. Гартман Н. Эстетика. К.: Ника-центр, 2004. 640 с.
  4. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга первая. Общее введение в чистую феноменологию. М.: Академический Проект, 2009. 489 с.
  5. Долгов К. М. Реконструкция эстетического в западноевропейской и русской культуре. М.: Прогресс-Традиция, 2004. 1033 с.
  6. Ингарден Р. Введение в феноменологию Эдмунда Гуссерля. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. 224 с.
  7. Ингарден Р. Исследования по эстетике. М.: Издательство иностранной литературы, 1962. 572 с.
  8. Ингарден Р. Спор о существовании мира. Время и способ существования // Вопросы философии. 2006. № 12. С. 147-163.
  9. Паткуль А. Б. Понятие онтологии в «Идеях I» Эдмунда Гуссерля // Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки. 2013. Т. 8. №. 2. С. 5-18.
  10. Ханин Д. М. Эстетическая концепция Романа Ингардена и ее анализ в современной эстетике // Вопросы философии. 1984. № 7. С. 111-119.
  11. Штыков Д. Р. О принципах формообразования сфер бытия в формальной онтологии Р. Ингардена // Российский гуманитарный журнал. 2019. № 1. С. 24-33.
  12. Ingarden R. Der Streit um die Existenz der Welt: in 2 Bänden. Tübingen: Max Niemeyer, 1965. Bd. 2. Formalontologie: Welt und Bewusstsein. 399 S.

Информация об авторах

Маковецкая Мария Владимировна

к. филос. н.

Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет)

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 15 ноября 2020.
  • Опубликована: 30 декабря 2020.

Ключевые слова

  • Роман Ингарден
  • феноменологическая эстетика
  • реалистическая феноменология
  • онтология искусства
  • идентичность произведения искусства
  • Roman Ingarden
  • phenomenological aesthetics
  • realistic phenomenology
  • ontology of art
  • identity of art piece

Copyright

© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)