Онтологический статус искусства в философии Р. Ингардена
Аннотация
Цель исследования заключается в выявлении онтологического статуса искусства в феноменологической эстетике Р. Ингардена. Затрагиваются вопросы о специфике бытия произведения искусства в рамках феноменологического подхода, проблема идентичности и онтологической структуры произведения искусства. Научная новизна работы заключается в разработке и обосновании феноменологического подхода к проблеме онтологического статуса искусства, демонстрируемого в работах Р. Ингардена. Результаты исследования сводятся к следующим положениям. В рамках феноменологического подхода к бытию Ингарден показывает несводимость произведения искусства к его вещественному бытию и необходимость признания за ним статуса особого невещественного существования - в качестве интенционального объекта. Главной характеристикой художественного произведения является, согласно Ингардену, его схематичность, так что выражаемое им содержание обладает бесконечным потенциалом его актуализаций.
Источники
- Абрамовских Е. В. Роман Ингарден как основоположник рецептивной эстетики // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2012. № 2. Ч. 2. С. 414-416.
- Бычков В. В. Эстетика. М.: Гардарики, 2004. 556 с.
- Гартман Н. Эстетика. К.: Ника-центр, 2004. 640 с.
- Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга первая. Общее введение в чистую феноменологию. М.: Академический Проект, 2009. 489 с.
- Долгов К. М. Реконструкция эстетического в западноевропейской и русской культуре. М.: Прогресс-Традиция, 2004. 1033 с.
- Ингарден Р. Введение в феноменологию Эдмунда Гуссерля. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. 224 с.
- Ингарден Р. Исследования по эстетике. М.: Издательство иностранной литературы, 1962. 572 с.
- Ингарден Р. Спор о существовании мира. Время и способ существования // Вопросы философии. 2006. № 12. С. 147-163.
- Паткуль А. Б. Понятие онтологии в «Идеях I» Эдмунда Гуссерля // Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки. 2013. Т. 8. №. 2. С. 5-18.
- Ханин Д. М. Эстетическая концепция Романа Ингардена и ее анализ в современной эстетике // Вопросы философии. 1984. № 7. С. 111-119.
- Штыков Д. Р. О принципах формообразования сфер бытия в формальной онтологии Р. Ингардена // Российский гуманитарный журнал. 2019. № 1. С. 24-33.
- Ingarden R. Der Streit um die Existenz der Welt: in 2 Bänden. Tübingen: Max Niemeyer, 1965. Bd. 2. Formalontologie: Welt und Bewusstsein. 399 S.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 15 ноября 2020.
- Опубликована: 30 декабря 2020.
Ключевые слова
- Роман Ингарден
- феноменологическая эстетика
- реалистическая феноменология
- онтология искусства
- идентичность произведения искусства
- Roman Ingarden
- phenomenological aesthetics
- realistic phenomenology
- ontology of art
- identity of art piece
Copyright
© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»