• Научная статья
  • 30 декабря 2020
  • Открытый доступ

Смысл и подходы к исследованию музыкального смыслообразования в отечественной музыкальной науке

Аннотация

Цель исследования - обоснование необходимости методологического перевооружения в области исследования музыкального смыслообразования. В статье представлен обзор подходов к изучению этой проблемы с позиции семиотики и когнитологии. Их критический анализ, соотнесённый с сущностными характеристиками смысла, определяет научную новизну исследования. В результате установлено несоответствие фундаментальных параметров смыслообразования и неспецифических подходов к его изучению, сужающих ви́дение предмета, что требует обновления методологического аппарата исследования смыслообразования на основе привлечения имманентных ему категорий, позволяющих соотнести понятийный смысл с невербальной природой музыки.

Источники

  1. Агафонов А. Ю. Смысл как единица анализа психического [Электронный ресурс]. URL: http://andrey-agafonov.narod.ru/books/sm.htm (дата обращения: 06.02.2014).
  2. Амрахова А. А. Когнитивные аспекты интерпретации современной музыки (на примере творчества азербайджанских композиторов). Баку: Элм, 2004. 308 с.
  3. Арановский М. Г. Музыкальный текст. Структура и свойства. М.: Композитор, 1998. 341 с.
  4. Арановский М. Г. Мышление, язык, семантика // Проблемы музыкального мышления: сборник статей / сост. и ред. М. Г. Арановского. М.: Музыка, 1974. С. 89-127.
  5. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Интонация // Асафьев Б. В. Избранные труды: в 5-ти т. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1957. Т. 5. С. 153-276.
  6. Вересов Н. Н. Послесловие // Агафонов А. Ю. Основы смысловой теории сознания. СПб.: Речь, 2003. С. 276- 282.
  7. Выготский Л. С. Мышление и речь. Изд-е 5-е, испр. М.: Лабиринт, 1999. 352 с.
  8. Выготский Л. С. Психология искусства. Анализ эстетической реакции / комм. Вяч. Вс. Иванова. Изд-е 5-е. М.: АСТ, 2018. 416 с.
  9. Гарипова Н. М. Личностный смысл и механизмы его постижения и объективации в искусстве // Вестник Московского университета. Серия 7. 2012. № 4. С. 103-120.
  10. Гарипова Н. М. Музыкальный смысл и механизмы его постижения [Электронный ресурс]. URL: http://stentorbow.narod.ru/garipova.html (дата обращения: 08.12.2020).
  11. Гарипова Н. М. Проблема музыкального смысла в контексте задач гуманитарного знания [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusnauka.com/21_DSN_2013/Philosophia/1_143146.doc.htm (дата обращения: 08.12.2020).
  12. Гладкова М. П. Введение диссертации (часть автореферата) [Электронный ресурс] // Гладкова М. П. Диалектика постижения смысла музыки: дисс. … к. филос. н. Тюмень, 2005. URL: https://www.dissercat.com/content/dialektika-postizheniya-smysla-muzyki (дата обращения: 08.02.2020).
  13. Гусева Е. С. Бинарность как феномен смыслообразования в музыке (на примере сочинений Г. Уствольской и Ю. Шибанова): автореф. дисс. … к. иск. Новосибирск, 2016. 23 с.
  14. Делёз Ж. Логика смысла / пер. с фр.; Фуко М. Theatrum philosophicum / пер. с фр. М. - Екатеринбург: Раритет; Деловая книга, 1998. 480 с.
  15. Денисов А. В. Музыкальная семиотика: краткий экскурс в историю развития [Электронный ресурс]. URL: http://old.conservatory.ru/files/26-30b_musicus_15.pdf (дата обращения: 09.12.2020).
  16. Захаров Ю. К. Истолкование музыки: семиотический и герменевтический аспекты: автореф. дисс. … к. иск. М., 1999. 27 с.
  17. Зинченко В. П. Проблема внешнего и внутреннего и становление образа себя и мира как реализация сознания // Мир психологии. 1999. № 1. С. 97-104.
  18. Зинченко В. П. Сознание и творческий акт. М.: Языки славянских культур, 2010. 592 с.
  19. Казанцева Л. П. Основы теории музыкального содержания: учебное пособие. Изд-е 2-е, испр. Астрахань: Волга, 2009. 368 с.
  20. Кекова С. В. Метаморфозы христианского кода в поэзии Н. Заболоцкого и А. Тарковского: дисс. … д. филол. н. Саратов: Саратовский государственный социально-экономический университет, 2009. 460 с.
  21. Кудряшов А. Ю. Теория музыкального содержания. Художественные идеи европейской музыки XVII-XX вв.: учебное пособие. Изд-е 2-е, стер. СПб.: ПЛАНЕТА МУЗЫКИ; Лань, 2010. 432 с.
  22. Кузнецов И. В. Вопрос понимания в теоретических дискуссиях 1920-х гг. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vopros-ponimaniya-v-teoreticheskih-diskussiyah-1920-h-gg/viewer (дата обращения: 23.02.2020).
  23. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т. М.: Педагогика, 1983. Т. II. 320 с.
  24. Мандельштам О. Э. Слово и культура: статьи. М.: Советский писатель, 1987. 320 с.
  25. Медушевский В. В. К проблеме семантического синтаксиса (о художественном моделировании эмоций) // Советская музыка. 1973. № 8. С. 20-29.
  26. Осьмук Л. А., Кассина Л. Д. Музыка в современном обществе как форма смыслообразования // Идеи и идеалы. 2013. Т. 1. № 1 (15). С. 149-156.
  27. Раку М. Г. «Боюсь, что автор утрачивает право на свое произведение, как только выпускает его из рук» [Электронный ресурс]: интервью. URL: https://www.classicalmusicnews.ru/interview/marina-raku-2020/ (дата обращения: 21.08.2020).
  28. Розин В. М. Мышление и творчество. М.: ПЕР СЭ, 2006. 360 с.
  29. Серый А. В. Психологические механизмы функционирования системы личностных смыслов [Электронный ресурс]. URL: http://hpsy.ru/public/x1240.htm (дата обращения: 29.02.2020).
  30. Соколова О. В. Категория фрейма в когнитивной лингвистике // Вестник Астраханского государственного технического университета. 2007. № 1 (36). С. 236-239.
  31. Стогний И. С. Процессы смыслообразования в музыке (семиологический аспект): автореф. дисс. … д. иск. М., 2013. 54 с.
  32. Тараева Г. Р. Семантика музыкального языка: конвенции, традиции, интерпретации: автореф. дисс. … д. иск. Ростов-на-Дону, 2013. 42 с.
  33. Тульчинский Г. Л. Глубокая семиотика [Электронный ресурс]. URL: http://hpsy.ru/public/x3015.htm (дата обращения: 11.02.2020).
  34. Фещенко В. В., Коваль О. В. Сотворение знака. Очерки о лингвоэстетике и семиотике искусства. М.: Языки славянской культуры, 2014. 638 с.
  35. Холопова В. Н. Музыка как вид искусства. Музыкальное произведение как феномен: учебное пособие для музыковедов консерваторий. М.: МГК имени П. И. Чайковского, 1990. 260 с.
  36. Холопова В. Н. Три стороны музыкального содержания [Электронный ресурс]. URL: http://www.kholopova.ru/bibrus1.html (дата обращения: 08.12.2020).
  37. Шпет Г. Г. Из эстетических фрагментов // Семиотика и авангард: антология / ред.-сост. Ю. С. Степанов и др.; под общ. ред. Ю. С. Степанова. М. - Ульяновск: Культура; Акад. Проект; Ульяновский Дом печати, 2006. С. 216-241.

Информация об авторах

Королевская Наталья Владимировна

Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 13 ноября 2020.
  • Опубликована: 30 декабря 2020.

Ключевые слова

  • методология
  • сущностные характеристики смысла
  • музыкальное смыслообразование
  • семиотика
  • когнитология
  • methodology
  • essential characteristics of meaning
  • musical meaning formation
  • semiotics
  • cognitive science

Copyright

© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)