• Original research article
  • December 30, 2020
  • Open access

Meaning and Approaches to Studying Musical Meaning Formation in the Russian Musical Science

Abstract

The study aims to substantiate the necessity to upgrade methodology in the field of investigating musical meaning formation. The article reviews approaches to researching this issue from the standpoint of semantics and cognitive science. Scientific novelty of the paper lies in conducting a critical analysis of these approaches correlated with essential characteristics of meaning. As a result, it was found that there is discrepancy between fundamental properties of meaning formation and non-specific approaches to studying it, narrowing perception of the subject, which requires updating the methodological apparatus used in studying meaning formation on the basis of involving the categories immanent to it, which makes it possible to ascertain correlation between conceptual meaning and non-verbal nature of music.

References

  1. Агафонов А. Ю. Смысл как единица анализа психического [Электронный ресурс]. URL: http://andrey-agafonov.narod.ru/books/sm.htm (дата обращения: 06.02.2014).
  2. Амрахова А. А. Когнитивные аспекты интерпретации современной музыки (на примере творчества азербайджанских композиторов). Баку: Элм, 2004. 308 с.
  3. Арановский М. Г. Музыкальный текст. Структура и свойства. М.: Композитор, 1998. 341 с.
  4. Арановский М. Г. Мышление, язык, семантика // Проблемы музыкального мышления: сборник статей / сост. и ред. М. Г. Арановского. М.: Музыка, 1974. С. 89-127.
  5. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Интонация // Асафьев Б. В. Избранные труды: в 5-ти т. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1957. Т. 5. С. 153-276.
  6. Вересов Н. Н. Послесловие // Агафонов А. Ю. Основы смысловой теории сознания. СПб.: Речь, 2003. С. 276- 282.
  7. Выготский Л. С. Мышление и речь. Изд-е 5-е, испр. М.: Лабиринт, 1999. 352 с.
  8. Выготский Л. С. Психология искусства. Анализ эстетической реакции / комм. Вяч. Вс. Иванова. Изд-е 5-е. М.: АСТ, 2018. 416 с.
  9. Гарипова Н. М. Личностный смысл и механизмы его постижения и объективации в искусстве // Вестник Московского университета. Серия 7. 2012. № 4. С. 103-120.
  10. Гарипова Н. М. Музыкальный смысл и механизмы его постижения [Электронный ресурс]. URL: http://stentorbow.narod.ru/garipova.html (дата обращения: 08.12.2020).
  11. Гарипова Н. М. Проблема музыкального смысла в контексте задач гуманитарного знания [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusnauka.com/21_DSN_2013/Philosophia/1_143146.doc.htm (дата обращения: 08.12.2020).
  12. Гладкова М. П. Введение диссертации (часть автореферата) [Электронный ресурс] // Гладкова М. П. Диалектика постижения смысла музыки: дисс. … к. филос. н. Тюмень, 2005. URL: https://www.dissercat.com/content/dialektika-postizheniya-smysla-muzyki (дата обращения: 08.02.2020).
  13. Гусева Е. С. Бинарность как феномен смыслообразования в музыке (на примере сочинений Г. Уствольской и Ю. Шибанова): автореф. дисс. … к. иск. Новосибирск, 2016. 23 с.
  14. Делёз Ж. Логика смысла / пер. с фр.; Фуко М. Theatrum philosophicum / пер. с фр. М. - Екатеринбург: Раритет; Деловая книга, 1998. 480 с.
  15. Денисов А. В. Музыкальная семиотика: краткий экскурс в историю развития [Электронный ресурс]. URL: http://old.conservatory.ru/files/26-30b_musicus_15.pdf (дата обращения: 09.12.2020).
  16. Захаров Ю. К. Истолкование музыки: семиотический и герменевтический аспекты: автореф. дисс. … к. иск. М., 1999. 27 с.
  17. Зинченко В. П. Проблема внешнего и внутреннего и становление образа себя и мира как реализация сознания // Мир психологии. 1999. № 1. С. 97-104.
  18. Зинченко В. П. Сознание и творческий акт. М.: Языки славянских культур, 2010. 592 с.
  19. Казанцева Л. П. Основы теории музыкального содержания: учебное пособие. Изд-е 2-е, испр. Астрахань: Волга, 2009. 368 с.
  20. Кекова С. В. Метаморфозы христианского кода в поэзии Н. Заболоцкого и А. Тарковского: дисс. … д. филол. н. Саратов: Саратовский государственный социально-экономический университет, 2009. 460 с.
  21. Кудряшов А. Ю. Теория музыкального содержания. Художественные идеи европейской музыки XVII-XX вв.: учебное пособие. Изд-е 2-е, стер. СПб.: ПЛАНЕТА МУЗЫКИ; Лань, 2010. 432 с.
  22. Кузнецов И. В. Вопрос понимания в теоретических дискуссиях 1920-х гг. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vopros-ponimaniya-v-teoreticheskih-diskussiyah-1920-h-gg/viewer (дата обращения: 23.02.2020).
  23. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т. М.: Педагогика, 1983. Т. II. 320 с.
  24. Мандельштам О. Э. Слово и культура: статьи. М.: Советский писатель, 1987. 320 с.
  25. Медушевский В. В. К проблеме семантического синтаксиса (о художественном моделировании эмоций) // Советская музыка. 1973. № 8. С. 20-29.
  26. Осьмук Л. А., Кассина Л. Д. Музыка в современном обществе как форма смыслообразования // Идеи и идеалы. 2013. Т. 1. № 1 (15). С. 149-156.
  27. Раку М. Г. «Боюсь, что автор утрачивает право на свое произведение, как только выпускает его из рук» [Электронный ресурс]: интервью. URL: https://www.classicalmusicnews.ru/interview/marina-raku-2020/ (дата обращения: 21.08.2020).
  28. Розин В. М. Мышление и творчество. М.: ПЕР СЭ, 2006. 360 с.
  29. Серый А. В. Психологические механизмы функционирования системы личностных смыслов [Электронный ресурс]. URL: http://hpsy.ru/public/x1240.htm (дата обращения: 29.02.2020).
  30. Соколова О. В. Категория фрейма в когнитивной лингвистике // Вестник Астраханского государственного технического университета. 2007. № 1 (36). С. 236-239.
  31. Стогний И. С. Процессы смыслообразования в музыке (семиологический аспект): автореф. дисс. … д. иск. М., 2013. 54 с.
  32. Тараева Г. Р. Семантика музыкального языка: конвенции, традиции, интерпретации: автореф. дисс. … д. иск. Ростов-на-Дону, 2013. 42 с.
  33. Тульчинский Г. Л. Глубокая семиотика [Электронный ресурс]. URL: http://hpsy.ru/public/x3015.htm (дата обращения: 11.02.2020).
  34. Фещенко В. В., Коваль О. В. Сотворение знака. Очерки о лингвоэстетике и семиотике искусства. М.: Языки славянской культуры, 2014. 638 с.
  35. Холопова В. Н. Музыка как вид искусства. Музыкальное произведение как феномен: учебное пособие для музыковедов консерваторий. М.: МГК имени П. И. Чайковского, 1990. 260 с.
  36. Холопова В. Н. Три стороны музыкального содержания [Электронный ресурс]. URL: http://www.kholopova.ru/bibrus1.html (дата обращения: 08.12.2020).
  37. Шпет Г. Г. Из эстетических фрагментов // Семиотика и авангард: антология / ред.-сост. Ю. С. Степанов и др.; под общ. ред. Ю. С. Степанова. М. - Ульяновск: Культура; Акад. Проект; Ульяновский Дом печати, 2006. С. 216-241.

Author information

Natalya Vladimirovna Korolevskaya

Saratov State Conservatoire

About this article

Publication history

  • Received: November 13, 2020.
  • Published: December 30, 2020.

Keywords

  • методология
  • сущностные характеристики смысла
  • музыкальное смыслообразование
  • семиотика
  • когнитология
  • methodology
  • essential characteristics of meaning
  • musical meaning formation
  • semiotics
  • cognitive science

Copyright

© 2020 The Author(s)
© 2020 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)