• Научная статья
  • 10 февраля 2021
  • Открытый доступ

Сербские народные песни в обработке Корнелия Станковича

Аннотация

Цель исследования - выявить особенности обработок сербских народных песен композитором Корнелием Станковичем. Научная новизна касается введения в научный обиход неизвестных в России сербских народных песен, записанных и гармонизованных Станковичем в середине XIX века. В результате исследования установлено, что предназначенная для исполнения на фортепиано аккордово-гармоническая фактура большинства обработок может исполняться четырехголосным хором a cappella. Гомофонно-гармоническая фактура обработок также имеет хоровой генезис, представляя собой аккордовое трехголосие с сопровождением. Гармонизация точно отражает мелодические особенности сербских песен, ориентируясь на тонально-гармоническую систему, но допуская переменность функций и явления модальности. Подобный подход к обработкам народных песен, впервые примененный Станковичем, станет основным в творчестве сербских композиторов.

Источники

  1. Евдокимова А. А. Осмогласник Корнелия Станковича: гармонизация сербской монодии // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2016. № 2. С. 3-10.
  2. Евдокимова А. А. Сербский Осмогласник в свете церковно-певческих связей Сербии и России: монография. Н. Новгород: Изд-во Нижегородской консерватории, 2018. 274 с.
  3. Ивић П. Српски народ и његов jезик. Београд, 1971. 260 с.
  4. Мокрањац С. Предговор // Осмогласник: Српско народно црквено поjање: у ноте ставио Ст. Ст. Мокрањац. Београд: Свети архиjереjски Синод Српске Православне Цркве, 2010. С. VII-XIV.
  5. Петрович Д. Карловацкий распев // Православная энциклопедия (по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла): в 33-х т. М.: Православная энциклопедия, 2013. Т. 31. С. 518-519.
  6. Петровић Д. Српско народно црквено поjање и његови записивачи // Српска музика кроз векове. Београд: САНУ, 1973. Књ. 22. С. 251-274.
  7. Српске народне песме. Druck von Henry Litolff’s Verlag in Braunschweig, 1890. 62 с.
  8. Станковић К. Предисловие првом издању Божествене Литургиjе Св. Jована Златоустог. Л.Г. 1862 // Божественная литургия. Нотни зборник за хорско поjање Божественоj Литургиj. Батаjница: Црквено певачко друштво свети апостол Андреj Первозвани, 2009. С. V-VI.
  9. Evdokimova A. The Concert Tour of the Belgrade Choral Society in the Russian Press in 1896 // Stevan Stojanovic Mokranjac. The Belgrade Choral Society Foreign Concert Tours. Belgrade: Printed by SVEN, 2014. P. 101-112.
  10. Petijevic T. Der Osmjglasnik des Kornelije Stnkovic // Корнелије Станковић. Осмогласник: Вечерње. Београд: Алтанова, 2011. С. 3-4.

Информация об авторах

Евдокимова Алла Алексеевна

д. иск., доц.

Нижегородская государственная консерватория имени М. И. Глинки

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 29 ноября 2020.
  • Опубликована: 10 февраля 2021.

Ключевые слова

  • Корнелий Станкович
  • сербские народные песни
  • тонально-гармоническая система
  • фактура
  • период
  • Kornelije Stanković
  • Serbian folk songs
  • tonal harmonic system
  • texture
  • period

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)