• Научная статья
  • 10 февраля 2021
  • Открытый доступ

Место и роль научного исламоведения в системе исламского образования

Аннотация

Цель исследования - рассмотреть состояние и особенности исламского образования в современной России, высветить роль академического исламоведения в исламском образовательном пространстве. Накапливающиеся проблемы исламского образования преимущественно связаны с тем, что образовательный процесс в исламских учебных заведениях осуществляется исключительно с учетом достижений конфессионального исламоведения и игнорированием результатов научного познания ислама, его догматики, истории, современного состояния, тенденций развития. В этой связи в статье обосновывается насущная необходимость внесения научной составляющей в формирующуюся систему исламского образования. Научная новизна заключается в анализе ситуации в сфере исламского образования в свете общих тенденций развития исламоведения в России. В результате обоснована необходимость включения достижений научного академического исламоведения, являющегося неотъемлемой частью религиоведения, в образовательные стандарты, учебные планы, рабочие программы религиозных дисциплин, реализуемые в системе исламского образования.

Источники

  1. Евфимий (Моисеев). Светское религиозное образование - феномен секулярного общества // Ислам и исламоведение в современной России: сборник докладов Всероссийского исламоведческого форума / под общ. ред. проф. М. Я. Яхьяева. Махачкала: АЛЕФ, 2019. С. 431-436.
  2. Игнатенко А. В России «жесточайший кризис» исламоведения [Электронный ресурс]. URL: https://islamnews.ru/news-AIgnatenko-V-Rossii-zhestochajshij-krizis-islamovedenija/ (дата обращения: 14.11.2020).
  3. Конституция Российской Федерации (с гимном России). М.: Проспект, 2020. 64 с.
  4. Курбанов М. Г. Перспективы конституирования современного исламоведения // Исламоведение. 2019. Т. 10. № 3. С. 53-60.
  5. Муртазин М. Ф. О проблемах развития исламского образования на постсоветском пространстве // Ислам и исламоведение в современной России: сборник докладов Всероссийского исламоведческого форума / под общ. ред. проф. М. Я. Яхьяева. Махачкала: АЛЕФ, 2019. С. 436-443.
  6. Муслимов Э. С. Исламское образование в Дагестане: современное состояние и перспективы // Ислам и исламоведение в современной России: сборник докладов Всероссийского исламоведческого форума / под общ. ред. проф. М. Я. Яхьяева. Махачкала: АЛЕФ, 2019. С. 426-430.
  7. Пиотровский M. Б. Коранические сказания. М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1991. 290 с.
  8. Прозоров С. М. Ислам как идеологическая система (Т. II) / Ин-т восточных рукописей РАН. М.: Наука - Вост. лит., 2016. 365 с.
  9. Саетов И. Мусульманское исламоведение: между кафедрой и Минбаром // Минбар. 2011. № 2 (8). С. 17-21.
  10. Сюкияйнен Л. Р. Исламовед должен чувствовать язык и культуру ислама [Электронный ресурс]. URL: https://islamnews.ru/news-Uchenyj-Islamoved-dolzhen-chuvstvovat-jazyk-i-kulturu-islama/ (дата обращения: 13.08.2020).
  11. Якупов Р. И. Исламоведение, арабистика, теология и востоковедение: о предмете исследований // Вестник ВЭГУ. 2014. № 6 (74). С. 218-229.
  12. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/277787 (дата обращения: 10.09.2020).

Информация об авторах

Яхьяев Мухтар Яхьяевич

д. филос. н., проф.

Дагестанский государственный университет, г. Махачкала

Байсаидова Габибат Байсаидовна

к. филос. н., доц.

Дагестанский государственный университет, г. Махачкала

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 27 ноября 2020.
  • Опубликована: 10 февраля 2021.

Ключевые слова

  • исламское образование
  • конфессиональное исламоведение
  • научное исламоведение
  • Islamic education
  • confessional Islamic studies
  • academic Islamic studies

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)