• Научная статья
  • 10 февраля 2021
  • Открытый доступ

Содержательные грани дуэнде в искусстве фламенко

Аннотация

Преобладание дискурсов, связанных с любительским подходом, коммерциализацией и расширением творческой области фламенко в XXI в., привело к утрате представлений о том, с какими музыкальными жанрами соотносится дуэнде, к какому виду искусства принадлежит и каковы условия для его возникновения. Цель исследования - внести порядок в разноголосицу мнений, сложившихся вокруг феномена дуэнде, а также прояснить - действительно ли он (или «оно»?) так необходим для искусства фламенко в современном мире. Научная новизна статьи - в попытке обоснования различных подходов к дуэнде; в опоре на зарубежные антропологические исследования, а также методы когнитивистики. В результате доказано, что современное понимание феномена дуэнде практически не имеет точек пересечения с его восприятием в среде носителей традиционной культуры и во многом инспирировано текстом “Juego y teoría del duende” Ф. Гарсиа Лорки.

Источники

  1. Амрахова А. А. Когнитивные аспекты интерпретации современной музыки (на примере творчества азербайджанских композиторов): дисс. … д. иск. М., 2005. 326 с.
  2. Анди Э. М. Фламенко: тайны забытых легенд. Тула: Мусалаев, 2003. 196 с.
  3. Бобрик Д. В. Теория Дуэнде Федерико Гарсиа Лорки [Электронный ресурс]. URL: http://www.garcia-lorca.ru/library/teoriya-duende-federiko-garsia-lorki.html (дата обращения: 02.10.2020).
  4. Гарсиа Лорка Ф. Дуэнде, тема с вариациями [Электронный ресурс]. URL: http://lib.ru/POEZIQ/LORKA/lorka2_11.txt (дата обращения: 02.10.2020).
  5. Гарсиа Лорка Ф. Канте хондо (народная андалусская песня) [Электронный ресурс]. URL: http://lib.ru/POEZIQ/LORKA/lorka1_4.txt (дата обращения: 20.08.2018).
  6. Дяченко А. С. Испанская саэта как лингвокультурный феномен: типологический и лингвостилистический анализ: дисс. … к. филол. н. М., 2012. 284 с.
  7. Изотова И. С. Проблема смерти в испанской культуре (от истоков до современности): автореф. дисс. … к. филол. н. М., 2012. 29 с.
  8. Магон С. А. Фламенко: история, жанр, концептосфера: дисс. … к. иск. Н. Новгород, 2019. 234 с.
  9. Минский М. Фреймы для представления знаний. М.: Энергия, 1979. 152 с.
  10. Пуиг Кларамунт А. Искусство танца фламенко. М.: Искусство, 1984. 183 с.
  11. Трофимова В. Испанская ночь. Дуэнде - «черный» дух культуры фламенко // 60 параллель. 2010. № 2 (37). С. 104-109.
  12. Dewaal Malefit T. “Inside” and “Outside” Spanish Flamenco: Gender Constructions in Andalusian Concepts of Flamenco Tradition // Anthropological Quarterly. 1998. № 2 (71). P. 63-73.
  13. Fernándes Pello M. Duende: A Narrative-Experience of the Flamenco Performance in Spain [Электронный ресурс]: а dissertation submitted to the University of Manchester for the MA in Visual Anthropology in the Faculty of Humanities, 2015. URL: https://www.academia.edu/37368855/Duende_A_narrative_experience_of_the_Flamenco_performance_in_Spain (дата обращения: 02.10.2020).
  14. Garcia Lorca F. Juego y teoría del duende [Электронный ресурс]. URL: https://biblioteca.org.ar/libros/1888.pdf (дата обращения: 02.10.2020).
  15. Infante B. Orígenes de lo flamenco y secreto del cante jondo. Sevilla: Consejería de Cultura, D. L., 1980. 188 p.
  16. Mairena A., Molina R. Mundo y formas del cante flamenco. Sevilla: Librería Al-Andlus, 1971. 326 p.
  17. Rose S. This Maudlin Cry: The “dark sounds” of duende and Kristeva’s abjection [Электронный ресурс]. URL: https://www.academia.edu/24732730/This_Maudlin_Cry_The_dark_sounds_of_duende_and_Kristevas_abjection (дата обращения: 02.10.2020).
  18. Rossi H. Teoría del cante jondo. Barcelona: Credsa S. A., 1998. 318 p.
  19. Steingress G. El flamenco como patrimonio cultural o una construcción artificial más de la identidad andaluza // Anduli: Revista Andaluza de Ciencias Sociales. 2002. № 1. P. 43-64.
  20. Steingress G. Flamenco Postmoderno. Entre tradición y heterodoxia. Un diagnóstico sociomusicológico. Sevilla: Signatura Ediciones de Andalucía, 2007. 366 p.

Информация об авторах

Магон Светлана Александровна

к. иск.

Нижегородская государственная консерватория имени М. И. Глинки

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 16 декабря 2020.
  • Опубликована: 10 февраля 2021.

Ключевые слова

  • дуэнде
  • фламенко
  • канте хондо
  • пенья-клубы
  • Ф. Гарсиа Лорка
  • duende
  • flamenco
  • cante jondo
  • peñas
  • Federico García Lorca

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)