• Научная статья
  • 10 февраля 2021
  • Открытый доступ

Онтодиалог как синергийный принцип организации музыкальной драматургии (на примере «Торжественной литургии» Л. Дычко)

Аннотация

Данная статья является опытом апробации одной из ключевых категорий духовного анализа музыкального произведения - «онтодиалог» - на материале «Торжественной литургии» Леси Дычко, знакового сочинения начала ХХІ столетия. Онтология музыки выявляет духовную сущность музыкального произведения в зависимости от условий коммуникации - светской или церковной (литургической). Согласно авторской методике моделирования музыкального произведения, система онтологических параметров объединяет все уровни целого через взаимосвязь образа человека и картины мира, элементов музыкальной речи и пространственно-временной организации. Выбор сочинения Леси Дычко обусловлен наличием творческого синтеза элементов разных онтологических систем на основе синергии. В результате благодаря онтодиалогу музыкальная драматургия сочинения раскрывается как духовная вертикаль богообщения в единстве множественных жанрово-стилистических источников и компонентов. Синергийный тип построения музыкальной драматургии является производным от литургии и ориентирован на неё как архетип христианской культуры.

Источники

  1. Аннотация к нотному изданию «Урочиста літургія» Л. Дычко / ред. Н. Гобдыч. К.: Музична Україна, 2002. 83 с.
  2. Болгарский Д. А. О церковном пении и его особенностях // Православный вестник. 1996. Вып. 1. С. 63-69.
  3. Коновалова И. Ю. Личностно-стилевые детерминанты хорового творчества Л. В. Дычко // Культура Украины. Х.: ХГАК, 2014. Вып. 47. С. 220-230.
  4. Мартынов В. К проблеме изучения форм древнерусского богослужебного пения // Музыкальное искусство и религия: материалы Всесоюзной научной конференции «Отечественная культура XX века и духовная музыка» / отв. ред. В. В. Медушевский. М.: Российская академия музыки им. Гнесиных, 1994. С. 9-20.
  5. Медушевский В. В. Внемлите ангельскому пенью. Человечество и его культура на пороге 2000-летия Рождества Христова (по стр. тр. проф. В. В. Медушевского) / сост. О. А. Галкин. Мн.: Православное братство во имя Архистратига Михаила, 1999. 320 с.
  6. Медушевский В. В. Доклад «Музыка Рахманинова: традиция духовного реализма»: рукопись (Международный симпозиум «Рахманинов: на переломе столетий». Харьков, ноябрь 1998) // Личный архив авторов.
  7. Медушевский В. В. Духовно-нравственный анализ музыки [Электронный ресурс]. URL: https://www.portal-slovo.ru/art/35813.php?ELEMENT_ID=35813&SHOWALL_1=1 (дата обращения: 22.12.2020).
  8. Перцова Н. О., Горобець В. П., Гриценко В. В. Специфіка української хорової літератури на прикладі творчості Л. Дичко, В. Степурка, В. Польової: традиції та новаторство // Молодий вчений. 2017. № 11 (51). С. 614-617.
  9. Письменная О. Б. Музыкальный язык хоровых произведений Леси Дычко: автореф. дисс. … к. иск. Львов, 2004. 16 с.
  10. Роменская Л. А. Время-пространство как смыслообразующий фактор композиторского творчества // Наука. Искусство. Культура. 2017. № 1 (13). С. 29-37.
  11. Роменская (Зайцева) Л. А. Онтологическая концепция музыки (дискурс христианской антропологии музыки) // Проблеми взаємодії мистецтва, педагогіки та теорії і практики освіти. Когнітивне музикознавство: зб. наук. статей / ХДУМ ім. І. П. Котляревського. Харків: С.А.М., 2010. Вип. 29. С. 4-36.
  12. Роменская Л. А., Жиров М. С., Кинаш Л. А. Сакральный хронотоп как смыслообразующий феномен композиторского творчества: опыт моделирования // Alma mater (Вестник высшей школы). 2018. № 7. С. 54-58.
  13. Флоренский П. А. У водоразделов мысли. М.: Правда, 1990. 446 с.
  14. Флоренский П. А. Христианство и культура. М.: Фолио, 2001. 664 с.
  15. Хоружий С. С. К феноменологии аскезы. М.: Гуманитарная литература, 1998. 352 с.
  16. Шевчук О. Ю. К проблеме исследования древнерусских богослужебно-литургических жанров // Musicae Ars et Scientia: книга на честь 70-річчя доктора мистецтвознавства, професора Ніни Олександрівни Герасимової-Персидської / Національна музична академія України ім. П. І. Чайковського. К.: Друкар, 1999. Вип. 6. С. 54-65.

Информация об авторах

Кузнецова Алина Владимировна

к. филос. н., проф.

Белгородский государственный институт искусств и культуры

Курганская Ольга Александровна

к. пед. н., доц.

Белгородский государственный институт искусств и культуры

Роменская Людмила Анатольевна

к. иск., доц.

Белгородский государственный институт искусств и культуры

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 7 декабря 2020.
  • Опубликована: 10 февраля 2021.

Ключевые слова

  • онтодиалог
  • «Торжественная литургия»
  • синергийный принцип
  • «прошение - благодарение»
  • жанрово-интонационные пары
  • ontological dialogue
  • “Triumphant Liturgy”
  • synergetic model
  • “prayer - benediction”
  • genre-prosodic pairs

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)