Философия и педагогика: грани взаимодействия
Аннотация
Цель исследования - продемонстрировать возможные грани взаимодействия философии и педагогики. На примере исторического материала в статье показано, что философия на разных этапах ее развития представляла фундамент для педагогики. Обосновывается мировоззренческая и методологическая роль философии для педагогики в современных условиях. Научная новизна исследования заключается в комплексном, междисциплинарном подходе к решению проблемы взаимодействия философии и педагогики. В результате доказано, что взаимодействие философии и педагогики реализуется через их интеграцию, результатом которой является появление философии образования - новой академической дисциплины и области знаний. Благодаря ее междисциплинарному характеру происходит снятие противоречий между философией и педагогикой.
Источники
- Арташкина Т. А. Философия образования: современный дискурс // Высшее образование в России. 2004. № 12. С. 45-48.
- Гегель Г. В. Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990. 523 с.
- Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века: в поисках практико-ориентированных образовательных концепций. М.: Совершенство, 1998. 605 с.
- Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М.: Школа-Пресс, 1995. 447 с.
- Гребешов И. В. Философия воспитания и образования М. М. Рубинштейна // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Философия». 2014. № 3. С. 88-92.
- Заборская М. Г. Философия образования как социокультурный феномен: дисс. … д. филос. н. СПб., 2006. 372 с.
- Зеньковский В. В. Русская педагогика в ХХ веке // Педагогика. 1997. № 2. С. 73-89.
- Корнетов Г. Б. Педагогические парадигмы базовых моделей образования. М.: УРАО, 2001. 124 с.
- Краевский В. В. Методология педагогического исследования. Самара: Изд-во Сам. ГПИ, 1994. 165 с.
- Кумарин В. В. Философия образования: круглый стол // Педагогика. 1995. № 3. С. 17-20.
- Окушова Г. А. Смена педагогических парадигм как методологический резонанс изменения типов философского мышления // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2005. № 2. С. 7-11.
- Родачин В. М. Философия образования: предмет, этапы, приоритеты развития // Вестник Российского нового университета. Серия «Человек и общество». 2016. № 2. С. 50-58.
- Рубинштейн М. М. Очерк педагогической психологии в связи с общей педагогикой. М.: Задруга, 1920. 540 с.
- Смыслы и цели образования: инновационный аспект: сборник научных трудов / под ред. А. В. Хуторского. М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. 300 с.
- Степин В. С. Философия науки. Общие проблемы: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук. М.: Гардарики, 2006. 350 с.
- Стрельченко В. И. Философия и педагогика // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2002. № 2. С. 75-89.
- Толстой Л. Н. О народном образовании // Толстой Л. Н. Собрание сочинений: в 22-х т. М.: Художественная литература, 1983. Т. 16. С. 7-28.
- Философия образования: круглый стол // Педагогика. 1995. № 4. С. 3-28.
- Щедровицкий Г. П. Педагогика и логика. М.: Касталь, 1993. 415 с.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 24 декабря 2020.
- Опубликована: 10 февраля 2021.
Ключевые слова
- философия
- педагогика
- философия образования
- междисциплинарный подход
- методология
- philosophy
- pedagogy
- philosophy of education
- interdisciplinary approach
- methodology
Copyright
© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»