• Научная статья
  • 9 апреля 2021
  • Открытый доступ

Метафора Мертвого города в музыкальном искусстве (на примере композиции Ираиды Юсуповой «Китеж-19»)

Аннотация

Цель исследования - представление метафоры Мертвого города в музыкальном искусстве, которая реализует один из вариантов урбанистической тематики в мифологии, литературе, музыке и позволяет осмысливать актуальные проблемы современности. Научная новизна исследования заключается в разработке метафорического подхода для изучения музыкальных произведений и первом его применении к композиции Ираиды Юсуповой «Китеж-19» (2004). В результате определен характер взаимодействия средств выразительности двух противоположных языковых систем (неоклассические средства и электронный эмбиент), позволяющего в иносказательной форме представить трагический конец посттехногенного города-миража и крах современной цивилизации.

Источники

  1. Акопян Л. О. Анализ глубинной структуры музыкального текста: автореф. дисс. … д. иск. М., 1996. 35 с.
  2. Арановский М. Г. Музыкальный текст. Структура и свойства. М.: Композитор, 1998. 343 с.
  3. Афонасина А. С. Платон и Атлантида. Обзор книги: Rudberg, Gunnar. Atlantis and Syracuse. Norderstedt: Books on Demand GmbH, 2012 // ΣΧΟΛΗ (Schole). Философское антиковедение и классическая традиция. 2014. Т. 8. № 2. С. 249-256.
  4. Векслер Ю. С. «Мертвый город»… Брюгге в романе Ж. Роденбаха и опере Э. В. Корнгольда // Научный вестник Московской консерватории. 2014. № 3. С. 92-107.
  5. Голайденко Л. Н., Прокофьева И. О. Образ мёртвого города в незаконченном романе уфимского прозаика Светланы Чураевой “Shura_Le” (глава «Чуня») // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2020. № 7. С. 9-13.
  6. Гуляницкая Н. С. Музыкальная композиция: модернизм, постмодернизм (история, теория, практика). М.: Языки славянской культуры, 2014. 368 с.
  7. Казанцева Л. П. Основы теории музыкального содержания: учебное пособие. Астрахань: Факел; Астраханьгазпром, 2001. 368 с.
  8. Крылова А. В. Фоносфера мегаполиса как феномен звукового синтеза: к проблеме экологии аудиальной среды // Проблемы музыкальной науки. 2017. № 1 (26). С. 27-32.
  9. Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб.: ПОЛИСЕТ, 1994. 446 с.
  10. Пащенко М. В. «Китеж», или Русский «Парсифаль»: генезис символа // Вопросы литературы. 2008. № 2. C. 145-182.
  11. Рябова С. Г. Композиционный образный строй рассказа как тип целого эстетически завершённого события (по рассказу И. А. Бунина «Пыль») // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 2 (44). Ч. 1. C. 174-177.
  12. Стогний И. С. Метафора в музыкальном тексте // Музыкальное искусство и наука в ХХI веке: история, теория, исполнительство, педагогика: сб. статей по материалам Международной научной конференции, посвященной 40-летию Астраханской государственной консерватории. Астрахань, 2010. С. 96-101.
  13. Стогний И. С. Метафора в музыке: постановка проблемы // Музыковедение к началу века: прошлое и настоящее: Всероссийская научная конференция РАМ им. Гнесиных (11-12 ноября 2009 г.). М.: РАМ им. Гнесиных, 2010. С. 64-75.
  14. Стогний И. С. Метафорический язык музыки // Музыковедение. 2010. № 10. С. 11-16.
  15. Стогний И. С. Процессы смыслообразования в музыке: семиологический аспект: автореф. дисс. … д. иск. М., 2013. 55 с.
  16. Ходнев С. Очумелая классика // Коммерсантъ. 2010. 1 декабря.
  17. Холопова В. Н. Теории музыкального содержания, музыкальной герменевтики, музыкальной семантики: сходство и различия // Журнал Общества теории музыки. 2014. № 1 (5). С. 20-42.
  18. Шешунова C. В. Град Китеж в русской литературе: парадоксы и тенденции // Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка. 2005. Т. 64. № 4. С. 12-23.
  19. Bogdanov V. All Music Guide to Electronica: The Definitive Guide to Electronic Music. San Francisco: Backbeat Books, 2001. 710 р.
  20. https://pitchfork.com/reviews/albums/11731-discreet-musicambient-1-music-for-airportsambient-2-the-plateaux-of-mirror-with-harold-buddambient-4-on-land/ (дата обращения: 27.12.2020).
  21. Sheppard D. On Some Faraway Beach: The Life and Times of Brian Eno. Chicago: Chicago Review Press, 2009. 514 р.
  22. Szabo V. Ambient Music as Popular Genre: Historiography, Interpretation, Critique: A Dissertation Presented to the Graduate Faculty of the University of Virginia in Candidacy for the Degree of Doctor of Philosophy. University of Virginia, 2015. 397 p.

Информация об авторах

Ванчугов Антон Владимирович

Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 24 февраля 2021.
  • Опубликована: 9 апреля 2021.

Ключевые слова

  • метафора
  • музыкальный текст
  • мертвый город
  • Ираида Юсупова
  • Китеж
  • metaphor
  • musical text
  • dead city
  • Iraida Yusupova
  • Kitezh

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)