• Научная статья
  • 9 апреля 2021
  • Открытый доступ

Массовая музыка и метаморфозы эстетических категорий возвышенного и прекрасного

Аннотация

Цель исследования - обозначить проблему изменения содержания эстетических категорий возвышенного и прекрасного в массовой музыке. Научная новизна: впервые посредством исторического и герменевтического методов на массовую музыку были экстраполированы идеи Т. Адорно, Р. Барта, М. Фуко, вызвавшие сущностные изменения смысловых полей рассматриваемых категорий. Определено новое качество их воздействия на сознание массового слушателя, провоцирующего ряд социальных последствий. В результате исследования было установлено, что категории возвышенного и прекрасного в массовой музыке сегодня утратили позицию эстетической ценности, ориентира для массового сознания. Понимание культурно-исторического смысла массовой музыки можно сформулировать как гедонизм иллюзий и иллюзия гедонизма.

Источники

  1. Адорно Т. Философия новой музыки / пер. с нем. Б. Скуратова. М.: Логос ХХI век, 2001. 352 с.
  2. Акиндинова Т. А. Актуальность прекрасного: эстетика Канта накануне ХХI века // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия «Философия, политология, социология, психология, право, международные отношения». 2001. Вып. 1. С. 59-63.
  3. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка, 1971. 376 с.
  4. Барт Р. Избранные работы: семиотика, поэтика. М.: Прогресс, 1989. 616 с.
  5. Бычков В. В. Эстетика. М.: Гардарики, 2002. 336 с.
  6. Гадамер Г. Актуальность прекрасного / пер. с нем. А. Михайлова. М.: Искусство, 1991. 368 с.
  7. Гартман Н. Эстетика / пер. с нем. Т. С. Батищевой, А. В. Дерюгиной, Е. В. Касьяновой, М. К. Мамардашвили. К.: Ника-Центр, 2004. 640 с.
  8. Горячева Т. А. Гедонизм иллюзий - иллюзия гедонизма // Миромоделирование: гуманитарные и художественные процессы в общественной жизни: материалы научной конференции «Духовное и материальное наследие в художественной культуре народов Западного Приуралья» (г. Ижевск, 16-18 апреля 2008 г.). Ижевск: Удмуртский государственный университет, 2009. С. 197-200.
  9. Грильпарцер Ф. Речи, рецензии // Музыкальная эстетика Германии XIX века: в 2-х т. / под ред. Н. Г. Шахназаровой. М.: Музыка, 1982. Т. 2. С. 135-136.
  10. Кундера М. Книга смеха и забвения: роман / пер. с чеш. Н. Шульгиной. СПб.: Азбука-классика, 2006. 252 с.
  11. Левонтина И. Осторожно, пошлость // Логический анализ языка. Языки эстетики: концептуальные поля прекрасного и безобразного / сост. Н. Арутюнова. М.: Индрик, 2004. С. 231-250.
  12. Михелис П. Эстетические категории как выразители духа времени // Современная западноевропейская и американская эстетика: сборник переводов / под общ. ред. Е. Г. Яковлева. М.: Университет, 2002. С. 7-12.
  13. Пигров К. С. Шёпот демона: опыт практической философии. СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 2007. 88 с.
  14. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет / пер. с франц. С. Табачниковой. М.: Касталь, 1996. 448 с.
  15. Холопова В. Н. Три стороны музыкального содержания // Музыкальное содержание: наука и педагогика: материалы I Российской научно-практической конференции (г. Москва, 4-5 декабря 2000 г.). М. - Уфа: РИЦ УГИИ, 2002. С. 55-76.
  16. Шуранов В. А. Основы художественности музыкального произведения. Анализ и интерпретация. Уфа: УГИИ, 2018. 209 с.

Информация об авторах

Горячева Татьяна Анатольевна

к. филос. н., доц.

Удмуртский государственный университет, г. Ижевск

Штенникова Елена Геннадьевна

к. пед. н., доц.

Удмуртский государственный университет, г. Ижевск

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 6 февраля 2021.
  • Опубликована: 9 апреля 2021.

Ключевые слова

  • неклассическая философия
  • массовая музыка
  • музыкальная эстетика
  • эстетические категории (прекрасное и возвышенное)
  • гедонизм
  • non-classical philosophy
  • mass music
  • aesthetics of music
  • aesthetic categories (sublime and beautiful)
  • hedonism

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)