• Научная статья
  • 9 апреля 2021
  • Открытый доступ

Трансформация субъекта образования в условиях эпидемиологической нестабильности: социально-философский анализ

Аннотация

Цель исследования - раскрыть сущность произошедших трансформаций субъекта образования, вызванных переходом формата обучения в сферу дистанционного взаимодействия. Авторы приходят к выводу о том, что произошедшие изменения связаны с коммуникативными, информационно-технологическим и познавательными аспектами организации учебного процесса. Научная новизна исследования заключается в том, что в работе впервые была проведена социально-философская аналитика трансформаций субъекта как светского, так и духовного образования с позиции топологических оснований учащегося. В результате доказано, что субъект образования претерпел гетерогенные трансформации, связанные как с процессом обучения, так и с более фундаментальными психологическими, антропологическими и символическими аспектами учащегося.

Источники

  1. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М.: Прогресс, 1988. 704 с.
  2. Дюркгейм Э. Социология образования. М.: Директ-Медиа, 2007. 115 с.
  3. Караваев Н. Л. Об антропологических проблемах информационного общества // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2013. № 1. С. 65-73.
  4. Колыхматов В. И. Опыт дистанционного обучения в условиях пандемии и вынужденных ограничений // Ученые записки Университета им. П. Ф. Лесгафта. 2020. № 8. С. 150-156.
  5. Носкова А. В., Голоухова Д. В., Проскурина А. С., Нгуен Тху Ха. Цифровизация образовательной среды: оценки студентами России и Вьетнама рисков дистанционного обучения // Высшее образование в России. 2021. № 1. С. 156-167.
  6. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // Thesis. 1993. № 2. С. 94-122.
  7. Сербул А. А. «Смерть субъекта»: философско-культурологический анализ проблемы субъекта в постмодернистском дискурсе // Вестник Полесского государственного университета. Серия общественных и гуманитарных наук. 2011. № 2. С. 51-56.
  8. Сорокин П. А. Система социологии. М.: АСТ, 2008. 1003 с.
  9. Хабермас Ю. Модерн - незавершенный проект // Вопросы философии. 1992. № 4. С. 40-52.

Финансирование

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-311-70023.

Информация об авторах

Орлов Михаил Олегович

д. филос. н., доц.

Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского

Сюсюкин Владимир Алексеевич

Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 5 февраля 2021.
  • Опубликована: 9 апреля 2021.

Ключевые слова

  • образование
  • дистанционное обучение
  • субъект образования
  • религиозная социализация
  • постсекулярное общество
  • education
  • distance learning
  • actor of education
  • religious socialisation
  • postsecular society

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)