• Научная статья
  • 31 мая 2021
  • Открытый доступ

Иероглифы в традиционном китайском искусстве: воспроизведение, использование и эстетическое значение

Аннотация

Цель исследования - определить особенности и способы воспроизведения и использования иероглифической письменности в китайском традиционном искусстве на материале каллиграфии, резной печати и живописи. Наряду с изучением этапов развития иероглифа как объекта и предмета познания мира, автор также исследует его функции, выявляя уровни и способы вовлечения иероглифических реминисценций в образное пространство каллиграфических и живописных произведений. Показано, что стремление к художественному синтезу было основой китайского искусства с момента его возникновения и развития. Научная новизна исследования заключается в новом подходе к рассмотрению проблемы синтеза искусства каллиграфии, живописи, резной печати и иероглифического письма с привлечением ранее не изученных теоретических материалов. Результаты проведенного исследования доказали, что иероглиф входит в структуру живописи и каллиграфического искусства в качестве вспомогательного элемента эстетической и семиотической систем.

Источники

  1. Ан С. А., Ворсина О. А., Песчанская Е. В. Иероглифическая образная письменность как главная причина устойчивости китайской культурной традиции // Известия Алтайского государственного университета. 2014. № 2 (82). С. 217-221.
  2. Белозерова В. Г. Каллиграфическая традиция как культурно-исторический феномен // Восток. 2005. № 1. С. 30-43.
  3. Белозерова В. Г. Категория памяти в каллиграфической эстетике Китая // Искусство как сфера культурно-исторической памяти: сборник статей. М.: Российский гос. гуманитар. ун-т, 2008. С. 249-262.
  4. Истрин В. А. Возникновение и развитие письма. М.: Наука, 1965. 616 с.
  5. Рубец М. В. Визуальное оперирование письменными знаками в китайской культуре: от традиции к кибер-культуре // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2018. № 2 (15). С. 4-24.
  6. Сосновская Н. И. Иероглиф как объект и предмет познания в концептуальной картине мира [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ieroglif-kak-obekt-i-predmet-poznaniya-v-kontseptualnoy-kartine-mira (дата обращения: 23.03.2021).
  7. Чурой А. О. Происхождение и значение китайского иероглифа [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/98/22063/ (дата обращения: 23.03.2021).
  8. 王哲.解析书法与篆刻艺术之美.山西省太原市:山西应用科技学院,中国民族博览18期,2020. 118-119 页 (Ван Чжэ. Анализ каллиграфии и резьбы по печатям. Тайюань, пров. Шаньси: Шаньсийский институт прикладных наук и технологий; Китайская национальная выставка, 2020. Вып. 18. С. 118-119).
  9. 董春晓.汉字的呈现形式及其美学意义.中国书画网 (Дон Чуньсяо. Форма изложения китайских иероглифов и их эстетическое значение) [Электронный ресурс]. URL: http://www.chinashj.com/ysll_ysllsy/11123.html (дата обращения: 07.01.2020).
  10. 熊秉明. 中国书法理论体系.北京: 人民美术出版社, 2017. 23页 (Сюн Бинмин. Теория китайской каллиграфии. Пекин, 2017. 23 с.).
  11. 涂雅琴, 冯启新. 跳动的音符.浅谈中国汉字与陶瓷纹样. 景德镇:景德镇陶瓷学院. 第六期. 2009. 72-74 页 (Ту Яцинь, Фэн Цисин. Прыгающие ноты. Поговорим о китайских иероглифах и украшении керамики. Цзиндэчжэнь, 2009. С. 72-74).
  12. 吴乃秋. 论书法在中国画创作中的意义. 江苏省,苏州:科学技术大学.文学生活2008. 第4期. 160-161 页 (У Найцю. О значении каллиграфии в китайской живописи // Литературная жизнь. 2008. Вып. 4. С. 160-161).
  13. 赵顺. 浅论印章、书法、国画三者的关联.咸阳:咸阳师范学院. 文化景观. 2019. 68-72页 (Чжао Шунь. О взаимосвязи печати, каллиграфии и традиционной китайской живописи. Сяньян, 2019. С. 68-72).

Информация об авторах

Минцзы Чжан

Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 5 марта 2021.
  • Опубликована: 31 мая 2021.

Ключевые слова

  • китайский иероглиф
  • каллиграфия
  • живопись
  • резная печать
  • синтез искусств
  • Chinese hieroglyph
  • calligraphy
  • painting
  • carved print
  • synthesis of arts

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)