Роль международных музыкальных конкурсов в развитии китайского пианизма
Аннотация
Цель исследования - определить возможности и ограничения международных конкурсов для развития национального своеобразия фортепианной исполнительской культуры Китая. Научная новизна исследования обусловлена постановкой проблемы дихотомии «западное (международное) / национальное (традиционное)» как специфической черты гетерогенных фортепианных школ в ракурсе музыкальных конкурсов. Данный подход позволяет наметить области развития китайского пианизма и прийти к результатам, заключающимся в идеях о том, что: для целей обогащения «дела культуры» и продвижения «индустрии культуры» международные конкурсы напрямую использованы быть не могут; конкурсы должны оставаться площадкой взаимодействия с международным музыкальным сообществом и показателями качества китайского музыкального образования; успехи на международной арене могут быть использованы косвенным образом - для продвижения музыки китайских композиторов в исполнении признанных китайских пианистов; специфика конкурсов как многогранного и сложного явления должна быть учтена для развития музыкального образования и музыкальной жизни Китая в целом.
Источники
- Аврамкова И. С. Актуальные задачи профессионального музыкального образования на современном этапе // Вестник Тамбовского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2012. № 2 (106). С. 217-223.
- Айзенштадт С. А. О типологии национальных фортепианных школ стран Дальневосточного региона (Китай, Корея, Япония) // Проблемы музыкальной науки. 2015. № 2 (19). С. 54-60.
- Айзенштадт С. А. Фортепианные школы стран Дальневосточного региона на мировой конкурсной арене // Проблемы музыкальной науки. 2011. № 1 (8). С. 200-204.
- Бажанов Н. С. Фортепианные конкурсы и современное исполнительское искусство // Вестник музыкальной науки. 2016. № 3 (13). С. 13-25.
- Бодрова О. И. Предпосылки формирования и перспективы развития «индустрии культуры» КНР в условиях глобализации международного культурного пространства // Актуальные проблемы развития КНР в процессе ее регионализации и глобализации: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. Чита: ЗабГУ, 2015. С. 33-42.
- Гайдай П. В. Пианисты-вундеркинды как феномен современной фортепианной культуры Китая // Детство музыкантов: история, современность (междисциплинарный дискурс): материалы Всерос. симпозиума шестой сессии Науч. совета по проблемам истории муз. образования / ред.-сост. В. И. Адищев, К. В. Зенкин; Науч. совет по проблемам истории муз. образования; Всерос. музейное объедин. муз. культуры им. М. И. Глинки; Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. М. - Пермь, 2017. С. 42-49.
- Коган Г. М. Оправдывают ли себя исполнительские конкурсы? [Электронный ресурс] // Советская музыка. 1970. № 2. URL: https://blagaya.ru/skripka/violin_azbuka/mezhdunarodnyj-konkurs/k/ (дата обращения: 22.04.2021).
- Пухлянко М. Е. Об актуальных проблемах функционирования музыкальных конкурсов в современном культурном пространстве // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2013. № 4 (12). С. 41-44.
- Сюй Бо. Китайские пианисты на рубеже ХХ-ХХI веков: исполнительские достижения и система обучения // Южно-Российский музыкальный альманах. 2011. № 1 (8). С. 59-68.
- Хуан Пин. Влияние русского фортепианного искусства на формирование и развитие китайской пианистической школы: автореф. дисс. … к. иск. СПб., 2008. 20 с.
- Хуан Цзы. Как я могу создавать свою национальную музыку? / на китайском языке // Музыкальное искусство. 1984. № 4. С. 34-38.
- Яковлев М. М. Конкурсы // Музыкальная энциклопедия: в 6-ти т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. М.: Советская энциклопедия, 1974. Т. 2. С. 904-909.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 4 апреля 2021.
- Опубликована: 31 мая 2021.
Ключевые слова
- международные конкурсы
- китайская фортепианная школа
- конкуренция дальневосточных фортепианных школ
- international contests
- Chinese piano school
- competition between the Far Eastern piano schools
Copyright
© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»