• Научная статья
  • 30 июня 2021
  • Открытый доступ

Обработки церковных распевов в творчестве митрополита Ионафана (Елецких)

Аннотация

Цель исследования - выявить место обработок церковных распевов в духовном творчестве митрополита Ионафана (Елецких). В статье рассматриваются виды первоисточников, а также освещаются музыкально-эстетические предпочтения композитора. Особое внимание уделено многообразию избранных распевов: композитор обращается не только к русской православной традиции, но и к богослужебному пению других стран. Научная новизна касается введения в научный обиход духовных сочинений митрополита Ионафана и подхода к их изучению с точки зрения задействованных первоисточников. В результате исследования выявлены основные способы работы композитора с церковными распевами, они показаны на примере песнопения «О Тебе радуется».

Источники

  1. Гобдыч Н. Н. Музыкальный образ Божественной Литургии [Электронный ресурс] // Официальный сайт Украинской Православной Церкви. URL: http://pravoslavye.org.ua/2004/03/nikolay_gobdich_muzikalniy_obraz_bozhestvennoy_liturgii/ (дата обращения: 08.01.2021).
  2. Ионафан (Елецких), архиепископ. О привилегии чести знаменного распева в богослужении [Электронный ресурс] // Официальный сайт Украинской Православной Церкви. URL: http://pravoslavye.org.ua/2004/12/arhiepiskop_ionafan_o_privelegii_chesti_znamennogo_raspeva_v_bogosluzhenii/ (дата обращения: 08.01.2021).
  3. Петренко О. Н. Литургические циклы в украинской хоровой культуре начала XXI столетия: стилевые поиски // Церковь и искусство: материалы XII Междунар. науч.-образоват. Знаменских чтений / Курская Епархия РПЦ Московского патриархата. Курск: Курский гос. ун-т, 2016. С. 112-120.
  4. Потемкина Н. А. Композиторское творчество на современном клиросе: традиция и индивидуальность // Феномен одиночества. Актуальные вопросы гигиены культуры: колл. монография. СПб.: Русская христианская гуманитарная академия, 2014. С. 143-158.
  5. Старостина Т. А. Архимандрит Матфей (Мормыль) и его место в музыкальной культуре Русской Православной Церкви второй половины XX века: дисс. … д. иск. М., 2020. 578 с.
  6. Хватова С. И. Реализация творческого потенциала личности в условиях православного певческого канона // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 5. Вопросы истории и теории христианского искусства. 2017. № 27. С. 135-151.
  7. Холопова В. Н. Формы музыкальных произведений: учеб. пособие. Изд-е 4-е, испр. СПб.: Лань; Планета музыки, 2013. 496 с.
  8. Шелудякова О. Е. К проблеме первоисточника в отечественной православной духовной музыке XX столетия // Искусствознание: теория, история, практика. 2012. № 3 (4). С. 37-48.
  9. Шелудякова О. Е. Методология анализа духовной музыки XX столетия (на примере православной традиции) // Проблемы музыкальной науки. 2010. № 1 (6). С. 6-11.
  10. Шелудякова О. Е. Трактовка первоисточника в музыке С. И. Танеева // Памяти Сергея Ивановича Танеева. 1915-2015: сб. ст. к 100-летию со дня смерти. М.: Изд. дом «Научная библиотека», 2015. С. 368-382.

Информация об авторах

Нестеренко Дария Рустемовна

Уфимский государственный институт имени Загира Исмагилова

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 10 мая 2021.
  • Опубликована: 30 июня 2021.

Ключевые слова

  • распев
  • православное песнопение
  • современный духовный композитор
  • chant
  • Orthodox liturgical singing
  • modern liturgical composer

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)