Гносеологические основания педагогической модели кантианства
Аннотация
Цель исследования - определить гносеологические и методологические основания связи принципов теории познания и педагогики в кантианстве. В статье выявляется роль критического мышления в теоретико-познавательной деятельности, обосновывается правомерность распространения принципов этого мышления на педагогическую сферу. Научная новизна исследования заключается в комплексном анализе принципов разумности и свободы как связующего звена между основоположениями гносеологии и задачами воспитания личности. В результате доказано, что критическая методология кантовской теории познания способствует возникновению соответствующей педагогической модели, нацеленной на формирование самостоятельно мыслящей личности, действующей на благо общества.
Источники
- Александрова Е. А. Развитие идей И. Канта в педагогике свободы // Философия и проблемы современности: сборник научных статей по материалам научно-исследовательской конференции. Саратов: Изд-во СГУ, 2003. С. 210-216.
- Асмус В. Ф. Иммануил Кант. М.: Наука, 1973. 536 с.
- Белов В. Н. С. И. Гессен в истории русского неокантианства // Кантовский сборник. 2014. № 1 (47). С. 59-65.
- Кант И. Критика чистого разума. М.: Наука, 1999. 655 с.
- Кант И. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. 710 с.
- Малкина С. М. Кантовский суд над разумом и проблемы метафизики // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 10-2 (60). С. 98-101.
- Соловьев В. С. Сочинения: в 2-х т. М.: Мысль, 1988. Т. 2. 822 с.
- Тетюев Л. И. Кант и современная практическая философия: актуальные проблемы и дискуссии: учебное пособие для магистрантов и аспирантов гуманитарного направления. Саратов: Изд-во СГУ, 2018. 56 с.
- Belov V. N., Karagod J. G. The war and the nature of national education in the works of Russian neokantians // Social Sciences and Ecological Studies. 2017. № 2. P. 12-15.
- Kosykhin V. Losev’s Eidetic Dialectic: The Structuring of Being and Anagogical Cognition // Stasis. 2013. № 1. P. 316-332.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 14 июня 2021.
- Опубликована: 30 июля 2021.
Ключевые слова
- проблемы гносеологии
- критическая методология
- кантианская педагогика
- познающий субъект
- личность
- issues of epistemology
- critical methodology
- Kantian pedagogy
- cognising subject
- personality
Copyright
© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»