• Научная статья
  • 30 июля 2021
  • Открытый доступ

Гносеологические основания педагогической модели кантианства

Аннотация

Цель исследования - определить гносеологические и методологические основания связи принципов теории познания и педагогики в кантианстве. В статье выявляется роль критического мышления в теоретико-познавательной деятельности, обосновывается правомерность распространения принципов этого мышления на педагогическую сферу. Научная новизна исследования заключается в комплексном анализе принципов разумности и свободы как связующего звена между основоположениями гносеологии и задачами воспитания личности. В результате доказано, что критическая методология кантовской теории познания способствует возникновению соответствующей педагогической модели, нацеленной на формирование самостоятельно мыслящей личности, действующей на благо общества.

Источники

  1. Александрова Е. А. Развитие идей И. Канта в педагогике свободы // Философия и проблемы современности: сборник научных статей по материалам научно-исследовательской конференции. Саратов: Изд-во СГУ, 2003. С. 210-216.
  2. Асмус В. Ф. Иммануил Кант. М.: Наука, 1973. 536 с.
  3. Белов В. Н. С. И. Гессен в истории русского неокантианства // Кантовский сборник. 2014. № 1 (47). С. 59-65.
  4. Кант И. Критика чистого разума. М.: Наука, 1999. 655 с.
  5. Кант И. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. 710 с.
  6. Малкина С. М. Кантовский суд над разумом и проблемы метафизики // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 10-2 (60). С. 98-101.
  7. Соловьев В. С. Сочинения: в 2-х т. М.: Мысль, 1988. Т. 2. 822 с.
  8. Тетюев Л. И. Кант и современная практическая философия: актуальные проблемы и дискуссии: учебное пособие для магистрантов и аспирантов гуманитарного направления. Саратов: Изд-во СГУ, 2018. 56 с.
  9. Belov V. N., Karagod J. G. The war and the nature of national education in the works of Russian neokantians // Social Sciences and Ecological Studies. 2017. № 2. P. 12-15.
  10. Kosykhin V. Losev’s Eidetic Dialectic: The Structuring of Being and Anagogical Cognition // Stasis. 2013. № 1. P. 316-332.

Информация об авторах

Гущин Ян Денисович

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского

Маслов Роман Владимирович

д. филос. н., проф.

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского

Фриауф Василий Александрович

д. филос. н., проф.

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 14 июня 2021.
  • Опубликована: 30 июля 2021.

Ключевые слова

  • проблемы гносеологии
  • критическая методология
  • кантианская педагогика
  • познающий субъект
  • личность
  • issues of epistemology
  • critical methodology
  • Kantian pedagogy
  • cognising subject
  • personality

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)