• Научная статья
  • 30 сентября 2021
  • Открытый доступ

Роль классической философии Китая в создании китайской фортепианной музыки 1980-х годов

Аннотация

Цель исследования - рассмотреть влияние философских идей китайских мыслителей на профессиональное фортепианное искусство Китая периода 1980-х годов. Научная новизна работы определяется тем, что в ней впервые рассматривается междисциплинарная связь музыки и философии применительно к периоду активного развития профессионального фортепианного искусства в Китае. В статье впервые отмечена роль основных постулатов китайской философии в формировании образных характеристик программной музыки для фортепиано. В музыковедческое синологическое поле вводится пример аналогии структурного строения философского трактата «Чжоу И» и произведения для фортепиано «Тайцзи» Чжао Сяошэн на уровне композиционной техники. В работе впервые прослеживается влияние классической китайской философии на развитие профессионального фортепианного искусства в Китае периода 1980-х годов.

Источники

  1. Германович А. А. Педагогическое наследие Сюнь-цзы // Историко-педагогический журнал. 2017. № 2. С. 147-158.
  2. Ли Ваньли. Древнекитайская философия как один из источников формирования китайского национального менталитета // Манускрипт. 2019. Т. 12. Вып. 7. C. 119-122.
  3. Рысаков А. С. Конфуцианство как духовная традиция // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2009. Т. 10. № 3. С. 120-130.
  4. 安鲁新. 琴键上的戏曲之灵-评钢琴曲《皮黄》 // 的创作特色人民音乐. 2008. № 1 (Ань Люсинь. Дух оперы на клавишах - комментарий к творческим особенностям фортепианной пьесы «Пи Хуан» // Народная музыка. 2008. № 1).
  5. 王超. 论语. 北京联合出版社, 2015. 154 页 (Ван Чао. Лунь юй. Пекин, 2015. 154 с.).
  6. 李石岑. 中国哲学十讲. 中华书局出版社, 2016. 160 页 (Ли Шицэнь. Десять лекций по китайской философии. Пекин, 2016. 160 с.).
  7. 梁茂春. 百年琴韵:中国钢琴创作的第四次高潮 // 钢琴艺术. 2019. № 3. 页 21-24 (Лян Маочун. Музыка века фортепиано: четвертое достижение китайского фортепианного творчества // Фортепианное искусство. 2020. № 3. С. 21-24.).
  8. 徐艳华. 荀子. 北京联合出版社, 2015. 158 页 (Сюй Яньхуа. Сюнь-цзы. Пекин, 2015. 158 с.).
  9. 肖健一. 孔、孟、荀义利思想比较研究 // 西安外国语学院学报. 2000. № 4. 页 100 (Сяо Цзяньи. Сравнение философских идей Конфуция, Мэн-цзы и Сюнь-цзы // Журнал Сианьского университета международных исследований. 2000. № 4. С. 98-105).
  10. 方勇. 庄子. 北京, 2019. 260 页 (Фан Юн. Чжуанцзы. Пекин, 2019. 260 с.).
  11. 冯友兰、.中国哲学简史. 北京, 2019. 66 页 (Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. Пекин, 2019. 66 с.).
  12. 赵晓生 走进音乐. 上海音乐出版社. 2000. 95页 (Чжао Сяошэн. В музыку. Шанхай: Шанхайское музыкальное издательство, 2000. 95 с.).
  13. 陈铭志. 八卦是怎样控制音乐的赵晓生的钢琴曲《太极》// 音乐爱好者, 1988. № 1. 页4-5 (Чэнь Минчжи. Фортепианное произведение Чжао Сяошэна «Тайцзи» // Любитель музыки. 1988. № 1. С. 4-5).
  14. 严亚珍译、大学、中庸北京联合出版社、2019. 152页 (Ян Яжен. Университет Чжун Юн. Пекин, 2019. 152 с.).

Информация об авторах

Чжуан Цзюньцзе

Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки

Мичков Павел Александрович

к. иск.

Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 6 августа 2021.
  • Опубликована: 30 сентября 2021.

Ключевые слова

  • классическая философия Китая
  • конфуцианство
  • влияние китайской философии
  • современные композиторы Китая
  • classical Chinese philosophy
  • Confucianism
  • influence of Chinese philosophy
  • modern Chinese composers

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)