• Научная статья
  • 30 сентября 2021
  • Открытый доступ

Неофольклорный концерт для оркестра в творчестве отечественных композиторов второй половины XX века: структурно-драматургические особенности и этапы развития

Аннотация

Цель статьи - раскрыть особенности претворения жанра концерта для оркестра в русле неофольклорного направления в творчестве отечественных композиторов второй половины XX столетия. Научная новизна исследования обусловливается тем, что впервые предпринимается попытка рассмотрения неофольклорной ветви оркестрового концерта в отечественной музыке с точки зрения процессов, влияющих на изменение структуры жанра; формулируются типологические признаки жанрового инварианта оркестрового концерта. Кроме того, в процессе исследования анализируются ранее малоизученные сочинения Р. Щедрина, Ю. Фалика, В. Пешняка. В результате исследования установлено, что жанр концерта для оркестра в контексте неофольклоризма сохраняет свои инвариантные признаки и в то же время приобретает новые специфические качества, связанные с такими явлениями, как межжанровый и стилевой синтез.

Источники

  1. Высоцкая М. С., Григорьева Г. В. Музыка XX века: от авангарда к постмодерну: учеб. пособие. М.: Моск. консерватория, 2014. 440 с.
  2. Головинский Г. Л. Композитор и фольклор: из опыта мастеров XIX-XX веков: очерки. М.: Музыка, 1981. 279 с.
  3. Голубева Е. Б. Жанры концерта и оперы в творчестве Ефрема Подгайца: автореф. дисс. … к. иск. М., 2010. 27 с.
  4. Григорьева Г. В. Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины XX века. М.: Сов. композитор, 1989. 208 с.
  5. Долинская Е. Б. Фортепианный концерт в русской музыке XX столетия: исслед. очерки. М.: Композитор, 2006. 560 с.
  6. Жоссан Н. Ю. Претворение фольклорных жанров в русской хоровой музыке второй половины XX века. Уфа: Гилем, 2013. 166 с.
  7. Завьялов Е. Н. Концерты для оркестра Р. К. Щедрина: к проблеме трактовки жанра // Проблемы музыкальной науки. 2017. № 4 (29). С. 175-182.
  8. Завьялов Е. Н. Развитие жанра концерта для оркестра в отечественной музыке с начала 1960-х годов // Проблемы музыкальной науки. 2021. № 1 (42). С. 128-137.
  9. Зароднюк О. М. Феномен концертного жанра в отечественной музыке 1980-90-х годов: дисс. … к. иск. Н. Новгород, 2006. 232 с.
  10. Лебедев А. Е. Музыкально-игровая логика в жанре концерта для баяна с оркестром: автореф. дисс. … к. иск. Саратов, 2006. 24 с.
  11. Левая Т. Н. Двадцатый век в зеркале русской музыки. СПб.: Изд-во им. Н. И. Новикова; Галина скрипсит, 2017. 424 с.
  12. Самойленко Е. М. Жанровая природа инструментального концерта и концертное творчество А. Я. Эшпая: дисс. … к. иск. М., 2003. 415 с.
  13. Синельникова О. В. Родион Щедрин: константы и метаморфозы стиля. Кемерово: Кемеровский гос. ун-т культуры и искусств, 2013. 314 с.
  14. Тараканов М. Е. Симфония и инструментальный концерт в русской советской музыке (60-70-е годы). Пути развития: очерки. М.: Сов. композитор, 1988. 271 с.
  15. Холопова В. Н. Путь по центру. Композитор Родион Щедрин. М.: Композитор, 2000. 310 с.

Информация об авторах

Завьялов Евгений Николаевич

ГБПОУ РБ Уфимское училище искусств (колледж)

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 8 августа 2021.
  • Опубликована: 30 сентября 2021.

Ключевые слова

  • инструментальный концерт
  • концерт для оркестра
  • неофольклоризм
  • жанр
  • музыка XX века
  • instrumental concert
  • orchestra concert
  • neo-folklorism
  • genre
  • XX-century music

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)