• Научная статья
  • 30 сентября 2021
  • Открытый доступ

Роль флейтистов-иностранцев Императорского Мариинского театра в формировании отечественной флейтовой школы в XIX веке

Аннотация

Цель исследования - определить роль флейтистов-иностранцев XIX века, имевших звание солистов Императорского Мариинского театра, в формировании отечественной флейтовой школы. Только иностранные музыканты могли получить звание солиста, которое определяло высокое жалованье, ряд льгот и безусловный авторитет, а также обязывало к преподавательской деятельности. Научная новизна заключается в том, что впервые прослеживаются причины, определившие главенство немецких исполнительских традиций во флейтовом искусстве Санкт-Петербурга в XIX веке. В результате определено, что флейтисты-иностранцы Мариинского театра развивали отечественную флейтовую школу в русле оркестрового исполнительства, положили начало становлению методических принципов обучения игре на флейте в России.

Источники

  1. Баранцев А. П. Мастера игры на флейте - профессора Петербургско-Ленинградской консерватории, 1862-1985. Петрозаводск: Карелия, 1990. 130 с.
  2. Березин В. В. Духовые инструменты в музыкальной культуре классицизма. М.: Издательство Института общего среднего образования Российской Академии образования, 2000. 388 с.
  3. Болотин С. В. Биографический словарь музыкантов-исполнителей на духовых инструментах. Л.: Музыка, 1969. 200 с.
  4. Борисова Е. Н. Становление флейтового исполнительства в России и за рубежом: историко-педагогический аспект // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 3 (52). С. 28-30.
  5. Глинка М. Литературное наследие: в 2-х т. / под ред. В. Богданова-Березовского. Л. - М.: Гос. муз. изд-во, 1952. Т. 1. 512 с.
  6. Иванов В. Д. Словарь музыканта-духовика [Электронный ресурс]. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01003048918 (дата обращения: 02.09.2021).
  7. Иванов В. П. Истоки, формирование и развитие московской школы игры на флейте до середины XX века: дисс. … к. иск. М., 2003. 221 с.
  8. Маевская О. А. Раскрытие основных принципов виртуозной игры на примере «Школы игры на флейте» Ц. Чиарди // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: сб. тр. VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2021. С. 423-428.
  9. Петрова Г. В. О петербургской карьере Карло Соливы // Opera musicological. 2013. № 2 (16). С. 36-54.
  10. Уилсон Р. История флейты / пер. с англ. К. Боенко. Барнаул, 2009. 194 с.
  11. Усов Ю. А. История отечественного исполнительства на духовых инструментах. М.: Музыка, 1975. 200 с.

Информация об авторах

Лупачев Денис Вячеславович

Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 9 июня 2021.
  • Опубликована: 30 сентября 2021.

Ключевые слова

  • Императорский (Мариинский) театр
  • солисты-флейтисты
  • Г. Зусман
  • Ц. Чиарди
  • Э. Келлер
  • Imperial Mariinsky Theatre
  • flutists-soloists
  • H. Soussmann
  • C. Ciardi
  • E. Köhler

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)