• Научная статья
  • 29 октября 2021
  • Открытый доступ

Линия и образ: структура отражения

Аннотация

Цель исследования - выявить семиотические и когнитивные ресурсы образа, мобилизация которых на фоне современной медийной культуры создает условия для господства иконического контента над вербальным. Научная новизна исследования состоит в трактовке образа как способа связи актов сознания в противовес классическому репрезентативному пониманию образа, будь то в горизонте психологическом или трансцендентальном. Результатом исследования стал тезис о том, что именно образ является первой формой рефлексии, и выражение этой рефлексии мы находим, в частности, в восприятии линии и ритма, а также в их использовании в качестве означающих.

Источники

  1. Бергсон А. Собрание сочинений: в 4-х т. М.: Московский клуб, 1992. Т. 1.
  2. Витгенштейн Л. Философские работы: в 2-х ч. М.: Гнозис, 1994. Ч. 1.
  3. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук: в 3-х т. М.: Мысль, 1977. Т. 3. Философия духа.
  4. Кант И. Сочинения: в 8-ми т. М.: Чоро, 1994. Т. 3.
  5. Платон. Парменид. СПб.: Изд-во Русской христианской гуманитарной академии, 2017.
  6. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики. М.: Логос, 1998.
  7. Якобсон Р. Избранные работы. М.: Прогресс, 1985.
  8. Casey E. S. Remembering: A Phenomenological Study. 2nd ed. Bloomington: Indiana University Press, 2000.

Финансирование

Публикация выполнена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта № 19-011-00371 А «Парадигмальные “заблуждения” и их влияние на культуру и общество».

Информация об авторах

Шевцов Константин Павлович

д. филос. н.

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 12 сентября 2021.
  • Опубликована: 29 октября 2021.

Ключевые слова

  • образ
  • линия
  • ритм
  • означающее
  • знак
  • image
  • line
  • rhythm
  • signifier
  • sign

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)