• Научная статья
  • 29 октября 2021
  • Открытый доступ

Семантический анализ музыкально-художественного содержания «Трансцендентных этюдов» Ф. Листа (на материале этюдов As-dur и f-moll)

Аннотация

«Трансцендентные этюды» Ференца Листа более полутора веков занимают одно из ключевых мест в репертуаре пианистов. Цель исследования - раскрытие основных аспектов художественно-образного и символического содержания данного фортепианного цикла на примере двух этюдов - Ля-бемоль мажор и фа минор (№ 9-10) с помощью комплексного музыкально-теоретического анализа. Научная новизна статьи заключается в обращении автора к теме мотивной символики в рассматриваемом сочинении: в рамках семантического анализа впервые особое внимание уделяется использованию Ф. Листом музыкально-риторических фигур, анализируются художественные связи «Трансцендентных этюдов» с сочинениями других композиторов, рассматриваются вопросы семантики тональностей. В результате проведённого исследования анализируемого музыкального материала и системного обзора научно-литературных источников выявлено устойчивое применение Листом характерных приёмов, отражающих его концептуальные представления при формировании смыслового содержания «Трансцендентных этюдов», что имеет ключевое значение для интерпретации художественно-музыкальных образов цикла.

Источники

  1. Демченко А. И. Ференц Лист: вехи эволюции. Ференц Лист и проблемы синтеза искусств: сб. научных трудов / сост. Г. И. Ганзбург; под общ. ред. Т. Б. Веркиной. Харьков, 2002.
  2. Денисюк Л. С. Юношеские этюды в современной музыкальной педагогике // Царскосельские чтения. 2012.
  3. Должанский А. Н. Краткий музыкальный словарь. СПб.: Лань, 2000.
  4. Захарова О. И. Риторика и западноевропейская музыка XVII - первой половины XVIII века: принципы, приёмы. М.: Музыка, 1983.
  5. Крауклис Г. В. Симфонические поэмы Ф. Листа. М.: Музыка, 1974.
  6. Кудряшов А. Ю. Теория музыкального содержания. Художественные идеи европейской музыки ХVІІ-ХХ веков. СПб.: Лань, 2006.
  7. Лист Ф. Соч. 1. Юношеские этюды для фортепиано / ред. Л. Просыпаловой и Н. Судзан. М.: Музыка, 1967.
  8. Майстер Х. Музыкальная риторика: ключ к интерпретации произведений И. С. Баха. М.: Классика-XXI, 2018.
  9. Мальцева А. А. Музыкально-риторические фигуры в наследии эпохи романтизма: дискуссии о методологии анализа // Манускрипт. 2020. Т. 13. Вып. 2.
  10. Мильштейн Я. Ференц Лист. М.: Музыка, 1999.
  11. Мильштейн Я. Этюды Ф. Листа. М., 1961.
  12. Митекина Л. М. Ассоциативный сюжет в интерпретации (на примере Трансцендентного этюда № 10 f-moll) // Актуальные вопросы искусствознания: музыка - личность - культура: сборник статей по материалам X Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов. Саратов, 2012.
  13. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: записки педагога. Изд-е 5-е. М.: Музыка, 1988.
  14. Новикова Е. С. Программность как воплощение идеи взаимодействия искусств в творчестве Ференца Листа: теоретико-методологический аспект // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 1 (56).
  15. Носина В. Б. Символика музыки И. С. Баха. М.: Классика-XXI, 2004.
  16. Рева Г. В. Психологические антиподы в музыке: вопросы интерпретатологии (на примере Шопена и Листа) // Вестник Адыгейского государственного университета. 2015. Вып. 4 (168).
  17. Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. М.: Классика-XXI, 2004.
  18. Яворский Д. Ференц Лист и Фридерик Шопен: пересечение параллелей? 2017. URL: https://docplayer.com/42091265-Ferenc-list-i-friderik-shopen.html
  19. Howard L. Liszt - The Complete Piano Music. L.: Hyperion Records, Ltd., 1994. Vol. 26. The Young Liszt (the surviving piano music by Liszt up to the age of sixteen). CD.
  20. Howard L. Liszt - The Complete Piano Music. L.: Hyperion Records, Ltd., 1996. Vol. 46. Responsories and Antiphons. CD.
  21. Liszt F. Bravour-Studien für Pianoforte / Editor: Ferruccio Busoni. Leipzig: Breitkopf & Härtel, 1911.
  22. Liszt F. Etüden in 12 Übungen für Pianoforte / Editor: Ferruccio Busoni. Leipzig: Breitkopf & Härtel, 1910.
  23. Liszt F. 12 Grandes Etudes / Editor: Ferruccio Busoni. Leipzig: Breitkopf & Härtel, 1910.
  24. Walker A. Franz Liszt: the Man and his Music. L., 1970.

Информация об авторах

Стейт Наталия Гариевна

Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 20 августа 2021.
  • Опубликована: 29 октября 2021.

Ключевые слова

  • художественный музыкальный образ
  • музыкальная символика
  • риторические фигуры
  • семантика тональностей
  • романтический стиль
  • artistic musical image
  • musical symbolism
  • rhetorical figures
  • semantics of tonalities
  • romantic style

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)