• Научная статья
  • 29 октября 2021
  • Открытый доступ

Пути постижения музыкального содержания фортепианного произведения юным музыкантом (на примере пьесы Ф. Листа «Альпийская пастушка»)

Аннотация

Целью исследования методологических подходов постижения содержания музыкального сочинения является репрезентация возможностей обновления педагогической практики начального фортепианного образования на пути воспитания исполнительской и, шире, общехудожественной культуры учащегося. Научная новизна статьи состоит в компаративном изучении применения противоположных музыковедческих подходов в развитии музыкального и в целом художественного мышления начинающего музыканта. Результат проведённого исследования - выявление особенностей познания ребёнком звукового и художественного мира фортепианного произведения с помощью названных подходов в целях формирования основ восприятия музыки и культуры исполнения на инструменте.

Источники

  1. Арановский М. Г. Вопросы терминологии, или «О пользе быть наивным» // Музыкальное содержание: наука и педагогика: музыкальное содержание: наука и педагогика: материалы Первой Российской научно-практической конференции (4-5 декабря 2000 г.) / Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского; отв. ред.-сост. В. Н. Холопова. М. - Уфа, 2002.
  2. Арановский М. Г. Музыкальный текст: структура и свойства. М.: Композитор, 1998.
  3. Байкиева Р. М. Заголовок как смысловая структура музыкального текста в атрибутировании героя пьес детского фортепианного репертуара // Из опыта работы педагога-музыканта: сборник статей. Уфа: Лаборатория музыкальной семантики УГАИ им. Загира Исмагилова, 2016. Вып. 4.
  4. Баязитова Д. И. Интонационная лексика в содержании произведений детского фортепианного репертуара: автореф. дисс. … к. иск. Магнитогорск, 2008.
  5. Дьячкова Л. С. Поэтика нелинейности в современной музыке // Музыковедение. 2012. № 1.
  6. Зряковский Н. Н. Общий курс инструментоведения. М.: Музыка, 1976.
  7. Калужникова Т. И. Акустический текст ребенка (по материалам, записанным от современных российских городских детей): автореф. дисс. … д. иск. М., 2005.
  8. Коляденко Н. П. Музыкально-эстетическое воспитание: синестезия и комплексное воздействие искусств: учебное пособие. Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория, 2003.
  9. Коробова А. Г. Пастораль в музыке европейской традиции: к теории и истории жанра: исследование. Екатеринбург: Уральская гос. консерватория им. М. П. Мусоргского, 2007.
  10. Лимитовская А. В. Роль тембра в детском слуховом восприятии отображённого инструментальной музыкой окружающего мира: дисс. … к. иск. Магнитогорск: МаГК, 2019.
  11. Лысенко С. Ю. Об интеграции методологических подходов в изучении музыкально-хореографического синтеза: музыкальная синестетика и музыкальная семантика // Полилог и синтез искусств: история и современность, теория и практика: материалы III Международной научной конференции / Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова; Голландский институт в Санкт-Петербурге; под ред. Н. А. Николаевой, С. В. Конанчук. СПб.: РХГА, 2020.
  12. Носуленко В. Н. Психология слухового восприятия. М.: Наука, 1988.
  13. Шаймухаметова Л. Н. Семантический анализ музыкальной темы. М.: РАМ им. Гнесиных, 1998.
  14. Cytowic R. Synaesthesia. Cambridge, MA: MIT Press, 2018.
  15. Howes D., Classen C. Ways of sensing: Understanding the senses in society. N. Y.: Routledge, 2013.
  16. Synaesthesia: classic and contemporary readings / ed. by S. Baron-Cohen, J. E. Harrison. Oxford: Blackwell, 1997.

Информация об авторах

Данилова Дарья Викторовна

Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М. И. Глинки

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 4 сентября 2021.
  • Опубликована: 29 октября 2021.

Ключевые слова

  • музыкальное содержание
  • произведение детского фортепианного репертуара
  • семантический анализ
  • синестетический анализ
  • musical content
  • work of children’s piano repertoire
  • semantic analysis
  • synesthetic analysis

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)