• Научная статья
  • 29 октября 2021
  • Открытый доступ

Л. Витгенштейн и религиозное образование

Аннотация

Цель исследования - раскрыть прикладное значение философских идей Л. Витгенштейна для области религиозного образования. Представлена интерпретация размышлений Витгенштейна о предпосылках приверженности религиозной вере и ее основаниях, о связи религиозных убеждений с повседневной жизнью людей, о природе религиозной истины и существовании Бога. Научная новизна исследования заключается в определении на основе аргументов Витгенштейна ряда дидактических принципов обучения религии. В результате выявлено, что рассуждения Витгенштейна о религии имеют прямое отношение к обсуждению проблемы преподавания знаний о религии в школе и способны оказать позитивное влияние на теорию и практику духовно-нравственного воспитания.

Источники

  1. Вейль С. Размышления об использовании учебных занятий в воспитании любви к Богу // Формы неявной любви к Богу / пер. с франц. СПб.: Свое издательство, 2012.
  2. Витгенштейн Л. Лекции и беседы об эстетике, психологии и религии / пер. с англ. В. П. Руднева. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999.
  3. Витгенштейн Л. Лекции о религиозной вере (предисловие к публикации З. А. Сокулер) // Вопросы философии. 1998. № 5.
  4. Витгенштейн Л. Лекция об этике // Историко-философский ежегодник’89. М.: Наука, 1989.
  5. Витгенштейн Л. Философские исследования / пер. с нем. Л. Добросельского. М.: АСТ; Астрель, 2011.
  6. Витгенштейн Л. Философские работы: в 2-х ч. / пер. с нем. М.: Гнозис, 1994. Ч. I.
  7. Куренной В. А. Философия либерального образования: принципы // Вопросы образования. 2020. № 1.
  8. Медведев Н. В. О культурном релятивизме Л. Витгенштейна: pro et contra // Манускрипт. 2018. № 9 (95).
  9. Медведева Е. Е. Л. Витгенштейн о грамматике религиозной веры // Философия в современном мире: сборник статей VI научных чтений Тамбовского регионального отделения Российского философского общества. Тамбов: Издательский дом «Державинский», 2021.
  10. Монк Р. Людвиг Витгенштейн. Долг гения / пер. с англ. А. Васильевой. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2018.
  11. Шахнович М. Религия в школе: современный европейский ландшафт // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2017. № 4.
  12. Barrett C. Wittgenstein on ethics and religious belief. Oxford: Basil Blackwell, 1991.
  13. Drury M. O’C. Some notes of conversation // Ludwig Wittgenstein: Personal recollections / ed. by R. Rhees. Oxford: Blackwell, 1981.
  14. Kerr F. Theology after Wittgenstein. Oxford: Basil Blackwell, 1986.
  15. Malcolm N. Wittgenstein: A religious point of view? L.: Routledge, 2002.
  16. McLaughlin T. H. Wittgenstein, education and religion // Philosophy and Education: Accepting Wittgenstein’s Challenge / ed. by P. Smeyers, J. D. Marshall. Dordrecht: Kluwer, 1995.
  17. Phillips D. Z. Wittgenstein and religion. L.: Macmillan, 1993.
  18. Voragen R. Ludwig Wittgenstein: Religion as form of life // An International Journal of Philosophy and Religion. 2008. Vol. 24. № 3.

Финансирование

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта № 19-011-00254, проект «Л. Витгенштейн и философия образования».

Информация об авторах

Медведев Николай Владимирович

д. филос. н., проф.

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 13 сентября 2021.
  • Опубликована: 29 октября 2021.

Ключевые слова

  • Витгенштейн
  • религиозное образование
  • обучение
  • религиозная вера
  • духовно-нравственное воспитание
  • Wittgenstein
  • religious education
  • teaching
  • religious faith
  • spiritual and moral education

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)