• Обзор
  • 29 октября 2021
  • Открытый доступ

Методы искусствознания: исторический обзор

Аннотация

Цель исследования заключается в историческом обзоре методов искусствоведения на материале литературы, опубликованной на русском языке. Новизна исследования состоит в обозначении особенностей стилистического и иконографического методов в отечественной науке в сравнении с западным искусствознанием. Высказана идея о значении экзегезы для общей предыстории иконологии Аби Варкбурга и иконографического метода Н. П. Кондакова, одновременно показана разница не инструментария, но гносеологических установок школ.

Источники

  1. Айналов Д. В. Византийская живопись XIV века // Записки классического отделения Русского Археологического общества. 1917. IX.
  2. Айналов Д. В. Мозаики IV-V вв. Исследования в области иконографии и стиля древнехристианского искусства. СПб., 1895.
  3. Айналов Д. В. Эллинистические основы византийского искусства. СПб.: Тип. И. Н. Скороходова, 1900.
  4. Античные теории языка и стиля. СПб.: Алетейя, 1996.
  5. Аристотель. Поэтика // Античные теории языка и стиля. СПб.: Алетейя, 1996.
  6. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Архитектура-С, 2012.
  7. Арсланов В. Г. Теория и история искусствознания: в 5-ти т. М.: Академический проект, 2015.
  8. Базен Ж. История истории искусств от Вазари до наших дней. 2021. https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/bazen_isist/index.php
  9. Бобров Ю. Г. Основы иконографии древнерусской живописи. СПб.: Аксиома, 1995.
  10. Брагина Л. М., Кудрявцев О. Ф. Альчати Андреа // Культура Возрождения: энциклопедия. М.: РОССПЭН, 2007.
  11. Брагинская Н. В. «Картины» Филострата Старшего. Генезис и структура диалога перед изображением. 2002. URL: http://ivka.rsuh.ru/binary/85345_38.1298803673.71468.pdf
  12. Буслаев Ф. И. Древнерусская литература и православное искусство. СПб.: Лига Плюс, 2001.
  13. Буслаев Ф. И. О русской иконе. Общие понятия о русской иконописи. М.: Благовест, 1997.
  14. Вагнер Г. К. Канон и стиль в древнерусском искусстве. М.: Искусство, 1987.
  15. Варкбург А. Великое переселение образов: исследование по истории и психологии возрождения античности. СПб.: Азбука-классика, 2008.
  16. Вельфлин Г. Классическое искусство. Введение в изучение итальянского Возрождения. СПб.: Алетейя, 1997.
  17. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. М.: Издательство В. Шевчук, 2002.
  18. Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства. М.: Издательство В. Шевчук, 2015.
  19. Виппер Б. Р., Ливанова Т. Н. История европейского искусствознания. От Античности до конца XVIII века. М.: Акад. наук СССР; Ин-т истории искусств М-ва культуры СССР, 1963.
  20. Власов В. Г. Стили в искусстве: словарь: в 3-х т. СПб.: Кольна, 1995. Т. I.
  21. Волков Н. Н. Композиция в живописи. М.: Книга по требованию, 2012.
  22. Волков Н. Н. Цвет в живописи. 1965. URL: https://royallib.com/book/volkov_nikolay/tsvet_v_givopisi.html
  23. Гаспаров М. Л. Поэзия риторического века // Поздняя латинская поэзия. М., 1982.
  24. Голубцов А. П. Из чтений по церковной археологии и литургике. 2017. URL: https://web.archive.org/web/20060707031919/http://www.klikovo.ru/db/book/msg/963
  25. Голубцов А. П. Из чтений по церковной археологии и литургике. СПб., 1995.
  26. Горностаев И. И. Древнехристианское искусство. Отд. I. СПб., 1864.
  27. Горностаев И. И. История изящного искусства: лекции. Отделы: 1 - Древнехристианский, 2 - Византийский. СПб., 1874. № 17.
  28. Грабар А. Император в византийском искусстве. М.: Ладомир, 2000.
  29. Даниэль С. М. Картина классической эпохи. М.: Искусство, 1986а.
  30. Даниэль С. М. Картина классической эпохи: проблема композиции в западноевропейской живописи. 1986b. URL: https://obuchalka.org/2016031588702/kartina-klassicheskoi-epohi-daniel-s-m-1986.html
  31. Даниэль С. М. Сети для Протея: проблемы интерпретации формы в изобразительном искусстве. СПб.: Искусство, 2002.
  32. Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения: в 2-х т. М.: Искусство, 1978. Т. 1.
  33. Жегин Л. Ф. Язык живописного произведения (условность древнего искусства). М., 1970.
  34. Звездина Ю. Н. Эмблематика в мире старинного натюрморта. М.: Наука, 1997.
  35. Зедльмайр Г. Искусство и истина. Теория и метод истории искусства / пер. Ю. Н. Попова. СПб., 2000.
  36. Илюшечкин В. Н. Античная физиогномика // Человек и общество в античном мире. М.: Наука, 1998.
  37. Кандинский В. Избранные труды по теории искусства: в 2-х т. / ред. и сост. Б. Автономова, Д. В. Сарабьянов, В. С. Турчин. М.: Гилея, 2001.
  38. Кондаков Н. П. Иконография Богоматери: в 2-х т. М.: Паломник, 1998.
  39. Кондаков Н. П. История византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей. Одесса: Тип. Ульриха и Шульце, 1876.
  40. Константини М. Понятие литературного анализа или бессодержательный термин? // Невыразимо выразимое: экфрасис и проблемы репрезентации визуального в художественном тексте: сборник статей / сост. и науч. ред. Д. В. Токарева. М.: Новое литературное обозрение, 2013.
  41. Кордис Г. В ритме иконы: характер линии в византийской иконографии. 2016. URL: https://iskusstvoed.ru/2016/09/21/volkov-n-n-kompozicija-v-zhivopisi-2/
  42. Лазарев В. Н. Византийская живопись. М.: Искусство, 1971.
  43. Лазарев В. Н. Византийское и древнерусское искусство. Статьи и материалы. М.: Наука, 1978.
  44. Лазарев В. Н. История византийской живописи: в 2-х т. М.: Искусство, 1947. Т. 1.
  45. Ларионов М. Ф. Лучизм. М.: Изд. К. и К., 1913.
  46. Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. М.: Наука, 1979.
  47. Лихачева В. Д. Иконографический канон и стиль палеологовской живописи: автореф. дисс. … к. иск. Л., 1965.
  48. Лосев А. Ф. Художественные каноны как проблема стиля // Вопросы эстетики. М., 1964. Вып. 6.
  49. Малевич К. Собрание сочинений: в 5-ти т. М.: Гилея, 2000-2004.
  50. Миллер Т. Александрийская экзегеза // Патристика: новые переводы, статьи. Нижний Новгород: Издательство братства во имя святого князя Александра Невского, 2003.
  51. «Невыразимо выразимое»: экфрасис и проблемы репрезентации визуального в художественном тексте: сборник статей / сост. и науч. ред. Д. В. Токарева. М.: Новое литературное обозрение, 2013.
  52. Некрасов А. И. Лекции по византийско-русскому искусству, читаемые в Московском Высшем женском училище в 1912 -1922 гг. М., 1922.
  53. Панофский Э. Перспектива как символическая форма. СПб.: Азбука-классика, 2004.
  54. Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства. СПб.: Гуманитарное агентство «Академический проект», 1999.
  55. Покровский Н. В. Лекции по церковной археологии, читанные студентам Санкт-Петербургской Духовной Академии. СПб., 1884.
  56. Покровский Н. В. Очерки памятников христианского искусства и иконографии. СПб., 1900.
  57. Покровский Н. В. Памятники искусства и иконографии в древнехристианский период. Б. м., 1894.
  58. Раушенбах Б. В. Пространственные построения в древнерусской живописи. М.: Наука, 1975.
  59. Раушенбах Б. В. Система перспективы в изобразительном искусстве. Общая теория перспективы. М.: Наука, 1986.
  60. Ротенберг Е. И. Западноевропейская живопись XVII века. Тематические принципы. М.: Искусство, 1989.
  61. Тирльберг М. Цветная Вселенная. Михаил Матюшин об искусстве и зрении. М.: Новое литературное обозрение, 2008.
  62. Троицкий Н. И. Влияние космологии на иконографию византийского купола. Тула: Тип И. Д. Фортунатова, 1898.
  63. Уваров А. С. Христианская символика. Символика древнехристианского периода. М.: Издательство Свято-Тихоновского Богословского института, 2001.
  64. Фаворский В. А. Литературно-теоретическое наследие / подг. текста, научный аппарат Д. Д. Чебановой. М.: Советский художник, 1988.
  65. Филонов П. Н. Пропевень о проросли мировой. Пг., 1915.
  66. Флоренский П. А. Анализ пространственности и <времени> в художественно-изобразительных произведениях. 2000. URL: http://philologos.narod.ru/florensky/fl_space.htm#zi
  67. Флоренский П. А., священник. Обратная перспектива // Флоренский П. А. Сочинения: в 4-х т. М.: Мысль, 1999. Т. 3 (1).
  68. Хогарт У. Анализ красоты. СПб.: Азбука, 2016.
  69. Чамина Н. Ю. Чезаре Рипа. «Иконология» в поисках универсального языка культур. 2015. URL: https://www.academia.edu/19552056/Чезаре_Рипа_Иконология_В_поисках_универсального_языка_культур

Информация об авторах

Щипина Римма Владимировна

к. филос. н.

Санкт-Петербургский государственный институт культуры

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 17 сентября 2021.
  • Опубликована: 29 октября 2021.

Ключевые слова

  • иконография
  • иконология
  • стилистический анализ
  • iconography
  • iconology
  • stylistic analysis

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)