• Review
  • October 29, 2021
  • Open access

Methods of Art Criticism: A Historical Review

Abstract

The aim of the research is to provide a historical review of art criticism methods basing on literature published in Russian. The originality of the research lies in identifying the features of stylistic and iconographic methods in Russian science in comparison with Western art criticism. The idea of the meaning of exegesis for the general prehistory of the iconology of Abi Warkburg and the iconographic method of N. P. Kondakov is expressed, at the same time the difference not in the instruments, but in the epistemological attitudes of the schools is shown.

References

  1. Айналов Д. В. Византийская живопись XIV века // Записки классического отделения Русского Археологического общества. 1917. IX.
  2. Айналов Д. В. Мозаики IV-V вв. Исследования в области иконографии и стиля древнехристианского искусства. СПб., 1895.
  3. Айналов Д. В. Эллинистические основы византийского искусства. СПб.: Тип. И. Н. Скороходова, 1900.
  4. Античные теории языка и стиля. СПб.: Алетейя, 1996.
  5. Аристотель. Поэтика // Античные теории языка и стиля. СПб.: Алетейя, 1996.
  6. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Архитектура-С, 2012.
  7. Арсланов В. Г. Теория и история искусствознания: в 5-ти т. М.: Академический проект, 2015.
  8. Базен Ж. История истории искусств от Вазари до наших дней. 2021. https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/bazen_isist/index.php
  9. Бобров Ю. Г. Основы иконографии древнерусской живописи. СПб.: Аксиома, 1995.
  10. Брагина Л. М., Кудрявцев О. Ф. Альчати Андреа // Культура Возрождения: энциклопедия. М.: РОССПЭН, 2007.
  11. Брагинская Н. В. «Картины» Филострата Старшего. Генезис и структура диалога перед изображением. 2002. URL: http://ivka.rsuh.ru/binary/85345_38.1298803673.71468.pdf
  12. Буслаев Ф. И. Древнерусская литература и православное искусство. СПб.: Лига Плюс, 2001.
  13. Буслаев Ф. И. О русской иконе. Общие понятия о русской иконописи. М.: Благовест, 1997.
  14. Вагнер Г. К. Канон и стиль в древнерусском искусстве. М.: Искусство, 1987.
  15. Варкбург А. Великое переселение образов: исследование по истории и психологии возрождения античности. СПб.: Азбука-классика, 2008.
  16. Вельфлин Г. Классическое искусство. Введение в изучение итальянского Возрождения. СПб.: Алетейя, 1997.
  17. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. М.: Издательство В. Шевчук, 2002.
  18. Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства. М.: Издательство В. Шевчук, 2015.
  19. Виппер Б. Р., Ливанова Т. Н. История европейского искусствознания. От Античности до конца XVIII века. М.: Акад. наук СССР; Ин-т истории искусств М-ва культуры СССР, 1963.
  20. Власов В. Г. Стили в искусстве: словарь: в 3-х т. СПб.: Кольна, 1995. Т. I.
  21. Волков Н. Н. Композиция в живописи. М.: Книга по требованию, 2012.
  22. Волков Н. Н. Цвет в живописи. 1965. URL: https://royallib.com/book/volkov_nikolay/tsvet_v_givopisi.html
  23. Гаспаров М. Л. Поэзия риторического века // Поздняя латинская поэзия. М., 1982.
  24. Голубцов А. П. Из чтений по церковной археологии и литургике. 2017. URL: https://web.archive.org/web/20060707031919/http://www.klikovo.ru/db/book/msg/963
  25. Голубцов А. П. Из чтений по церковной археологии и литургике. СПб., 1995.
  26. Горностаев И. И. Древнехристианское искусство. Отд. I. СПб., 1864.
  27. Горностаев И. И. История изящного искусства: лекции. Отделы: 1 - Древнехристианский, 2 - Византийский. СПб., 1874. № 17.
  28. Грабар А. Император в византийском искусстве. М.: Ладомир, 2000.
  29. Даниэль С. М. Картина классической эпохи. М.: Искусство, 1986а.
  30. Даниэль С. М. Картина классической эпохи: проблема композиции в западноевропейской живописи. 1986b. URL: https://obuchalka.org/2016031588702/kartina-klassicheskoi-epohi-daniel-s-m-1986.html
  31. Даниэль С. М. Сети для Протея: проблемы интерпретации формы в изобразительном искусстве. СПб.: Искусство, 2002.
  32. Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения: в 2-х т. М.: Искусство, 1978. Т. 1.
  33. Жегин Л. Ф. Язык живописного произведения (условность древнего искусства). М., 1970.
  34. Звездина Ю. Н. Эмблематика в мире старинного натюрморта. М.: Наука, 1997.
  35. Зедльмайр Г. Искусство и истина. Теория и метод истории искусства / пер. Ю. Н. Попова. СПб., 2000.
  36. Илюшечкин В. Н. Античная физиогномика // Человек и общество в античном мире. М.: Наука, 1998.
  37. Кандинский В. Избранные труды по теории искусства: в 2-х т. / ред. и сост. Б. Автономова, Д. В. Сарабьянов, В. С. Турчин. М.: Гилея, 2001.
  38. Кондаков Н. П. Иконография Богоматери: в 2-х т. М.: Паломник, 1998.
  39. Кондаков Н. П. История византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей. Одесса: Тип. Ульриха и Шульце, 1876.
  40. Константини М. Понятие литературного анализа или бессодержательный термин? // Невыразимо выразимое: экфрасис и проблемы репрезентации визуального в художественном тексте: сборник статей / сост. и науч. ред. Д. В. Токарева. М.: Новое литературное обозрение, 2013.
  41. Кордис Г. В ритме иконы: характер линии в византийской иконографии. 2016. URL: https://iskusstvoed.ru/2016/09/21/volkov-n-n-kompozicija-v-zhivopisi-2/
  42. Лазарев В. Н. Византийская живопись. М.: Искусство, 1971.
  43. Лазарев В. Н. Византийское и древнерусское искусство. Статьи и материалы. М.: Наука, 1978.
  44. Лазарев В. Н. История византийской живописи: в 2-х т. М.: Искусство, 1947. Т. 1.
  45. Ларионов М. Ф. Лучизм. М.: Изд. К. и К., 1913.
  46. Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. М.: Наука, 1979.
  47. Лихачева В. Д. Иконографический канон и стиль палеологовской живописи: автореф. дисс. … к. иск. Л., 1965.
  48. Лосев А. Ф. Художественные каноны как проблема стиля // Вопросы эстетики. М., 1964. Вып. 6.
  49. Малевич К. Собрание сочинений: в 5-ти т. М.: Гилея, 2000-2004.
  50. Миллер Т. Александрийская экзегеза // Патристика: новые переводы, статьи. Нижний Новгород: Издательство братства во имя святого князя Александра Невского, 2003.
  51. «Невыразимо выразимое»: экфрасис и проблемы репрезентации визуального в художественном тексте: сборник статей / сост. и науч. ред. Д. В. Токарева. М.: Новое литературное обозрение, 2013.
  52. Некрасов А. И. Лекции по византийско-русскому искусству, читаемые в Московском Высшем женском училище в 1912 -1922 гг. М., 1922.
  53. Панофский Э. Перспектива как символическая форма. СПб.: Азбука-классика, 2004.
  54. Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства. СПб.: Гуманитарное агентство «Академический проект», 1999.
  55. Покровский Н. В. Лекции по церковной археологии, читанные студентам Санкт-Петербургской Духовной Академии. СПб., 1884.
  56. Покровский Н. В. Очерки памятников христианского искусства и иконографии. СПб., 1900.
  57. Покровский Н. В. Памятники искусства и иконографии в древнехристианский период. Б. м., 1894.
  58. Раушенбах Б. В. Пространственные построения в древнерусской живописи. М.: Наука, 1975.
  59. Раушенбах Б. В. Система перспективы в изобразительном искусстве. Общая теория перспективы. М.: Наука, 1986.
  60. Ротенберг Е. И. Западноевропейская живопись XVII века. Тематические принципы. М.: Искусство, 1989.
  61. Тирльберг М. Цветная Вселенная. Михаил Матюшин об искусстве и зрении. М.: Новое литературное обозрение, 2008.
  62. Троицкий Н. И. Влияние космологии на иконографию византийского купола. Тула: Тип И. Д. Фортунатова, 1898.
  63. Уваров А. С. Христианская символика. Символика древнехристианского периода. М.: Издательство Свято-Тихоновского Богословского института, 2001.
  64. Фаворский В. А. Литературно-теоретическое наследие / подг. текста, научный аппарат Д. Д. Чебановой. М.: Советский художник, 1988.
  65. Филонов П. Н. Пропевень о проросли мировой. Пг., 1915.
  66. Флоренский П. А. Анализ пространственности и <времени> в художественно-изобразительных произведениях. 2000. URL: http://philologos.narod.ru/florensky/fl_space.htm#zi
  67. Флоренский П. А., священник. Обратная перспектива // Флоренский П. А. Сочинения: в 4-х т. М.: Мысль, 1999. Т. 3 (1).
  68. Хогарт У. Анализ красоты. СПб.: Азбука, 2016.
  69. Чамина Н. Ю. Чезаре Рипа. «Иконология» в поисках универсального языка культур. 2015. URL: https://www.academia.edu/19552056/Чезаре_Рипа_Иконология_В_поисках_универсального_языка_культур

Author information

Rimma Vladimirovna Shchipina

PhD

Saint-Petersburg State Institute of Culture

About this article

Publication history

  • Received: September 17, 2021.
  • Published: October 29, 2021.

Keywords

  • иконография
  • иконология
  • стилистический анализ
  • iconography
  • iconology
  • stylistic analysis

Copyright

© 2021 The Author(s)
© 2021 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)