• Научная статья
  • 29 октября 2021
  • Открытый доступ

Человек-консьюмерист: позитивные и негативные свойства его социального облика

Аннотация

Цель исследования - выявление сущностных свойств человека-консьюмериста, становящегося основным типом человека в постиндустриальном обществе. В статье проведен краткий обзор основных представлений о человеке-консьюмеристе в современной социальной философии, рассмотрен вопрос об объективных и субъективных факторах, способствующих формированию человека-консьюмериста, определены способы нейтрализации консьюмеризации современного общества. Научная новизна исследования заключается в том, что авторы составили целостный социальный портрет человека-консьюмериста в сочетании его позитивных и негативных свойств. Результатом исследования является обоснование того, что человек-консьюмерист проявляет себя преимущественно в потребительской сфере, способствует появлению негативных процессов в развитии общества, которые необходимо выявлять и нейтрализовывать.

Источники

  1. Батюта Е. К. Трансформация «человека потребляющего» при переходе от индустриального к постиндустриальному обществу: автореф. дисс. … к. филос. н. Екатеринбург, 2008.
  2. Веблен Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984.
  3. Грааф Д. де, Ванн Д., Нэйлор Т. Потреблятство. Болезнь, угрожающая миру. М.: Алгоритм, 2016.
  4. Ильин А. Н. Общество потребления и его сущностные особенности // Ценности и смыслы. 2013. № 6 (28).
  5. Калабекова С. В. Гедонизм и «принудительное счастье» общества потребления // Политика и общество. 2018. № 7.
  6. Кузнецов Д. А., Максимов М. А. Коллективный субъект антиконсьюмеризма: к постановке проблемы // Философия и общество. 2013. Вып. 2 (70).
  7. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек. М.: АСТ, 2003.
  8. Овруцкий А. В. Социальная онтология потребления: научные представления, модели, общество потребления: дисс. … д. филос. н. Ростов-на-Дону, 2012.
  9. Сабиров А. Г., Сабирова Л. А. Консьюмеризация как приоритетный процесс развития человека в становящемся постиндустриальном обществе // Манускрипт. 2020. Т. 13. Вып. 12.
  10. Сабиров А. Г., Сабирова Л. А. Русский человек: сущность, своеобразие и перспективы развития: монография. Казань: Школа, 2014.
  11. Стиглер Б. Упраздненный индивид // Лаканалия. 2017. № 23.
  12. Троцук И. В., Давыденкова Е. С. Феномен этического консьюмеризма: специфика социологической интерпретации и особенности современного бытования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2015. № 1.
  13. Фромм Э. Иметь или быть? М.: Айрис-пресс, 2004.
  14. Юрикова С. Ю. «Быть» как духовное совершенство и единственная альтернатива современного человечества у Э. Фромма // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». 2015. № 5 (68).
  15. Miles St. Consumerism as a way of life. L.: Sage, 1998.

Информация об авторах

Сабиров Аскадула Галимзянович

д. филос. н., проф.

Елабужский институт Казанского федерального университета

Сабирова Лиля Андреевна

к. филос. н.

Елабужский институт Казанского федерального университета

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 12 сентября 2021.
  • Опубликована: 29 октября 2021.

Ключевые слова

  • человек-консьюмерист
  • консьюмеризация
  • потребительство
  • постиндустриальное общество
  • антиконсьюмеризм
  • consumerist
  • consumerization
  • consumerism
  • postindustrial society
  • anti-consumerism

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)