Человек-консьюмерист: позитивные и негативные свойства его социального облика
Аннотация
Цель исследования - выявление сущностных свойств человека-консьюмериста, становящегося основным типом человека в постиндустриальном обществе. В статье проведен краткий обзор основных представлений о человеке-консьюмеристе в современной социальной философии, рассмотрен вопрос об объективных и субъективных факторах, способствующих формированию человека-консьюмериста, определены способы нейтрализации консьюмеризации современного общества. Научная новизна исследования заключается в том, что авторы составили целостный социальный портрет человека-консьюмериста в сочетании его позитивных и негативных свойств. Результатом исследования является обоснование того, что человек-консьюмерист проявляет себя преимущественно в потребительской сфере, способствует появлению негативных процессов в развитии общества, которые необходимо выявлять и нейтрализовывать.
Источники
- Батюта Е. К. Трансформация «человека потребляющего» при переходе от индустриального к постиндустриальному обществу: автореф. дисс. … к. филос. н. Екатеринбург, 2008.
- Веблен Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984.
- Грааф Д. де, Ванн Д., Нэйлор Т. Потреблятство. Болезнь, угрожающая миру. М.: Алгоритм, 2016.
- Ильин А. Н. Общество потребления и его сущностные особенности // Ценности и смыслы. 2013. № 6 (28).
- Калабекова С. В. Гедонизм и «принудительное счастье» общества потребления // Политика и общество. 2018. № 7.
- Кузнецов Д. А., Максимов М. А. Коллективный субъект антиконсьюмеризма: к постановке проблемы // Философия и общество. 2013. Вып. 2 (70).
- Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек. М.: АСТ, 2003.
- Овруцкий А. В. Социальная онтология потребления: научные представления, модели, общество потребления: дисс. … д. филос. н. Ростов-на-Дону, 2012.
- Сабиров А. Г., Сабирова Л. А. Консьюмеризация как приоритетный процесс развития человека в становящемся постиндустриальном обществе // Манускрипт. 2020. Т. 13. Вып. 12.
- Сабиров А. Г., Сабирова Л. А. Русский человек: сущность, своеобразие и перспективы развития: монография. Казань: Школа, 2014.
- Стиглер Б. Упраздненный индивид // Лаканалия. 2017. № 23.
- Троцук И. В., Давыденкова Е. С. Феномен этического консьюмеризма: специфика социологической интерпретации и особенности современного бытования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2015. № 1.
- Фромм Э. Иметь или быть? М.: Айрис-пресс, 2004.
- Юрикова С. Ю. «Быть» как духовное совершенство и единственная альтернатива современного человечества у Э. Фромма // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». 2015. № 5 (68).
- Miles St. Consumerism as a way of life. L.: Sage, 1998.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 12 сентября 2021.
- Опубликована: 29 октября 2021.
Ключевые слова
- человек-консьюмерист
- консьюмеризация
- потребительство
- постиндустриальное общество
- антиконсьюмеризм
- consumerist
- consumerization
- consumerism
- postindustrial society
- anti-consumerism
Copyright
© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»