• Научная статья
  • 15 ноября 2021
  • Открытый доступ

Основные этапы становления исполнительства на саксофоне как инструменте военного оркестра в Китае

Аннотация

Цель исследования - на основе систематизации исторических фактов доказать, что становление саксофонного исполнительства в Китае стало возможным прежде всего благодаря деятельности военных оркестров. Научная новизна заключается в конкретизации и уточнении имеющихся в музыкальной науке представлений об условиях появления саксофонного искусства в Китае, освещении малоизученного этапа развития инструмента в составе китайского военного оркестра. В результате установлено, что на китайское саксофонное искусство в значительной степени повлияли процессы, происходившие в военной сфере Европы и Китая в первой половине ХХ века. Доказано, что период культурной революции, пагубно сказавшийся на развитии китайской культуры в целом, оказался спасительным для сохранения исполнительства на саксофоне благодаря особым привилегиям военных оркестров, в то время как другая линия его развития - джазовое исполнительство - на время прекратила свое существование.

Источники

  1. Гэ Мэн. «Трансплантация» саксофона в китайскую музыкальную культуру XX века // Универсальное и национальное в культуре: сборник научных статей / Белорусский государственный университет, Гуманитарный факультет. Мн., 2012.
  2. Иванов В. Д. Саксофон. М.: Музыка, 1990.
  3. Gao Xin. Project China: A Resource of Contemporary Saxophone Music Written by Chinese-Born Composers: A Thesis for the Degree of Doctor of Musical Arts. Greensboro, 2016.
  4. Ingham R. The Cambridge Companion to the Saxophone. Cambridge - N. Y.: Cambridge University Press, 1999.
  5. Zhou Hanqing. Lei Liang’s Compositional Philosophy and My Windows: An Essay for the Degree of Doctor of Musical Arts. Houston, 2017.
  6. 屈梦雪. 中国民族音乐风格萨克斯管作品研究: 音乐学专业硕士论文 / 天津师范大学. 天津, 2017 (Цюй Мэнсюэ. Исследование произведений для саксофона в стиле китайской народной музыки: специальность «Музыковедение»: магистерская диссертация / Тяньцзинский педагогический университет. Тяньцзинь, 2017).
  7. 郑九欣. 近代长春萨克斯发展史: 音乐学专业硕士论文. 吉林: 吉林艺术学院, 2012 (Чжэн Цзюсинь. История развития современного саксофона в городе Чанчуне: магистерский реферат по музыковедению. Цзилинь: Академия художеств Цзилинь, 2012).
  8. 段蕊. 袁世凯“新建陆军”军乐队研究: 音乐专业硕士论文. 南京: 南京艺术学院, 2010 (Дуан Руи. Исследование военного оркестра «Новая армия» Юаня Шикай: магистерский реферат по музыковедению. Нанкин: Нанкинский художественный институт, 2010).
  9. 郑琦.“文革”时期天津地区西洋器乐音乐研究: 硕士学位论文. 天津: 天津音乐学院, 2019 (Чжэн Ци. Изучение западной инструментальной музыки в период «культурной революции» в городе Тяньцзинь: магистерский реферат. Тяньцзинь: Тяньцзиньская консерватория, 2019).
  10. 王雯. 贺绿汀文革时期的音乐教育思想 // 艺海. 2013. № 1 (Ван Вэнь. Хэ Люйтин. Музыкальное воспитание во время культурной революции // Ихай. 2013. № 1).
  11. 刘欣欣, 刘学清. 哈尔滨西洋音乐史. 北京: 人民音乐出版社, 2002 (Лю Синьсинь, Лю Сюэцин. История западной музыки в Харбине. Пекин: Издательство народной музыки, 2002).
  12. 孙博. 萨克斯管“民族化”之路的梳理与分析: 艺术硕士论文. 兰州: 西北师范大学, 2014 (Сунь Бо. Исследование «национализации» саксофона: магистерский реферат по искусствоведению. Ланьчжоу: Северо-Западный педагогический университет, 2014).
  13. 汪毓和. 中国近现代音乐史: 近代部分. 北京:高等教育出版社, 2005 (Ван Юйхэ. Китай. Китайская современная музыкальная история: современность. Пекин: Высшее образование, 2005).
  14. 蔡良玉, 梁茂春. “文革” 时期对西方音乐的批判 // 武汉音乐学院学报. 2007. № 3 (Цай Лянъюй, Лян Маочунь. Критика западной музыки во время «культурной революции» // Журнал Уханьской консерватории. 2007. № 3).

Информация об авторах

Чжоу Ицюнь

Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 5 октября 2021.
  • Опубликована: 15 ноября 2021.

Ключевые слова

  • саксофонное исполнительство в Китае
  • музыкальная педагогика
  • китайские военные оркестры
  • культурная революция
  • saxophone performance in China
  • musical pedagogy
  • Chinese military orchestras
  • Cultural Revolution

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)