• Научная статья
  • 15 ноября 2021
  • Открытый доступ

О трактовке понятия «заголовок» в российском музыкознании (на примере детской фортепианной музыки)

Аннотация

Цель исследования - рассмотреть заглавие в трудах, научно-популярных статьях, комментариях к редакциям музыкальных произведений отечественных музыковедов и представителей фортепианной исполнительской школы. Научная новизна статьи обусловливается отсутствием в музыкознании разработок заголовка и необходимостью восполнить этот пробел в свете современных представлений. В результате определено, что заголовок в музыкальном произведении наделен свойствами имени музыкального текста и является его неотъемлемой частью.

Источники

  1. Баязитова Д. И. Интонационная лексика в содержании произведений детского фортепианного репертуара: дисс. … к. иск. Магнитогорск, 2008.
  2. Булкин А. И. Фортепианный детский альбом: пути становления, поэтика жанра: дисс. … к. иск. К., 2005.
  3. Веселова Н. А. Заглавие литературно-художественного текста: онтология и поэтика: дисс. … к. филол. н. Тверь, 1998.
  4. Генрих Нейгауз и его ученики. Пианисты-гнесинцы рассказывают. М.: Издательский дом «Классика-ХХI», 2007.
  5. Кабалевский Д. Б. Предисловие к «Детской музыке» С. С. Прокофьева. М.: Музыка, 1987.
  6. Казанцева Л. П. Заголовок как словесный атрибут музыкального текста // Текст художественный: в поисках утраченного: сб. науч. мат-лов. Петрозаводск: Изд-во Петрозав. ун-та, 2002.
  7. Казанцева Л. П. Музыкальное содержание в контексте культуры: учебное пособие. Астрахань: ГП АО ИПК «Волга», 2009.
  8. Кокушкин В. Д. Анатолий Александров (портреты советских композиторов). М.: Сов. композитор, 1987.
  9. Корыхалова Н. П. Музыкально-исполнительские термины: возникновение, развитие значений и их оттенки, использование в разных стилях. 2-е изд., доп. СПб.: Композитор Санкт-Петербург, 2007.
  10. Кржижановский С. Д. Доклад 1939 г. // Новое литературное обозрение. 2001. № 52.
  11. Лесовиченко А. М. Детская музыка как область композиторского творчества. Саарбрюккен, 2012.
  12. Михайлов А. В. Об обозначениях и наименованиях в нотных записях А. Н. Скрябина // Нижегородский скрябинский альманах НГК им. М. И. Глинки. Н. Новгород, 1995. Вып. 1.
  13. Михайлов А. В. Слово и музыка: музыка как событие в истории слова // Слово и музыка: памяти А. В. Михайлова / ред.-сост. Е. И. Чигарева, Е. М. Царева, Д. Р. Петров. М., 2002.
  14. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: записки педагога. 5-е изд. М.: Музыка, 1988.
  15. Семья музыканта: Александр Гольденвейзер дома, в классе и на сцене. М. - СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2016.
  16. Сорокина Е. А. Мир детства в русской музыке XIX века: дисс. … к. иск. Тамбов, 2006.
  17. Толстая Е. А. Детская фортепианная музыка Дмитрия Толстого: дисс. … к. иск. СПб., 2013.

Информация об авторах

Шефова Елена Александровна

к. иск., доц.

Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 27 сентября 2021.
  • Опубликована: 15 ноября 2021.

Ключевые слова

  • заголовок
  • смысловая линия
  • программный заголовок
  • музыкальный текст
  • title
  • sense line
  • programme title
  • musical text

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)