• Научная статья
  • 15 ноября 2021
  • Открытый доступ

Китайское оперное искусство периода японо-китайской войны: жанр через призму вестернизации

Аннотация

Цель исследования - представив панораму жанров музыкального театра, актуальных для китайского искусства периода японо-китайской войны, выявить специфику преломления европейской оперной традиции в каждом из них. Научная новизна определяется тем фактом, что, несмотря на постоянное внимание исследователей к оперному искусству Китая, развитие национальной оперы в обозначенный период до настоящего дня не получило достаточного освещения. В настоящем исследовании впервые представлена дифференцированная система жанров китайской оперы, определена степень влияния европейских традиций на каждый из рассматриваемых жанров. Основной акцент сделан на операх «Цю Цзы» и «Седая девушка», которые являются художественными вершинами в развитии двух основных направлений оперы военного времени. В результате доказано, что многообразие жанров музыкального театра сопряжено с различной степенью адаптации компонентов европейского музыкального мышления: от использования отдельных элементов (гармонии, стиля исполнения, инструментария) до художественно оправданного соединения национальных и инонациональных традиций.

Источники

  1. Бабинович Г. А. Некоторые аспекты вестернизации современного Китая // Многомерность общества: цифровой поворот в гуманитарном знании: 3-й молодежный конвент: материалы международной студенческой конференции (Екатеринбург, 14-16 марта 2019 г.). Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2019.
  2. Ван Цюн. Национально-культурные традиции в вокально-сценическом искусстве: на примере пекинской музыкальной драмы и русского оперного театра: автореф. дисс. … к. иск. СПб., 2008.
  3. Е Юй. История постановки оперы «Цю Цзы» // Материалы по истории новой культуры. 1994. № 2.
  4. Ли Цзеньфу. Китайская национальная опера байцзюй в культуре народности бай: автореф. дисс. … к. иск. М., 2018.
  5. Лю Цзайшэн. Анализ оперы «Цю Цзы» // Материалы по истории новой культуры. 1994. № 2.
  6. Ман Синьин. Рождение китайской оперы: дисс. … д. иск. КНР, Сямэнь, 2006.
  7. Полухина Я. П. Отражение социально-культурной вестернизации в современном китайском языке // Материалы XVI молодежной конференции по проблемам философии, религии и культуры Востока (г. Санкт-Петербург, 25-27 апреля 2013 г.). СПб.: Санкт-Петербургское философское общество , 2014.
  8. Раку М. Музыкальная классика в мифотворчестве советской эпохи. М.: НЛО, 2014.
  9. Тянь Хан. «Нам нужны мюзиклы, которые действительно представляют китайский дух, - “Мэн Цзянну” Арона Авшломова» // Новости. 1946. 16 декабря.
  10. Чжан Личжэнь. Современная китайская опера: история и перспективы развития: автореф. дисс. … к. иск. СПб., 2010.
  11. Чжао Тинян. Современный взгляд на китайскую мечту // Международные процессы. Т. 13. № 2.
  12. Чэнь Ин. Китайская опера XX - начала XXI века: к проблеме освоения европейского опыта: дисс. … к. иск. Ростов-на-Дону, 2015.

Информация об авторах

Ван Цзе

Нанкинский педагогический университет; Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки, Китай

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 12 октября 2021.
  • Опубликована: 15 ноября 2021.

Ключевые слова

  • китайская опера
  • вестернизация
  • Цю Цзы
  • опера «Седая девушка»
  • музыка периода японо-китайской войны
  • Chinese opera
  • westernization
  • Qiu Zi
  • opera “The White-Haired Girl”
  • music of the Sino-Japanese War period

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)