• Научная статья
  • 20 ноября 2021
  • Открытый доступ

Академическая мобильность в научных социальных сетях (по материалам эмпирического исследования)

Аннотация

Цель исследования - изучить потенциал научных социальных сетей как инструмента академической мобильности ученых. В статье на основе данных авторского эмпирического исследования (опрос пользователей научных социальных сетей, N=200) раскрываются наиболее распространенные коммуникативные практики пользователей научных социальных сетей, их ценностные установки и практические ожидания в сфере сетевой научной коммуникации, анализируются формируемые в научных социальных сетях социальные связи, а также успешный опыт непосредственных научных коллабораций ученых на базе научных социальных сетей. Научная новизна исследования заключается в социально-философском обобщении результатов эмпирического исследования пользовательских практик в научных социальных сетях. В результате автор приходит к выводу, что научные социальные сети, несмотря на свой значительный социально-коммуникативный потенциал, не могут служить полноценным инструментом академической мобильности и средством развития научных сообществ, в частности.

Источники

  1. Буданов В. Г., Каменский Е. Г., Аршинов В. И., Асеева И. А. Социотехнический ландшафт в условиях цифровизации: к проблеме концепта и методологии исследования // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия «Экономика. Социология. Менеджмент». 2019. Т. 9. № 3 (32).
  2. Гасилин А. В. Academia.edu: маркетинг социальных сетей как «новый органон» открытой науки // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2018. № 1 (14).
  3. Гримов О. А. Знание в социальных сетях: личностный аспект // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 10 (72).
  4. Душина С. А., Куприянов В. А., Хватова Т. Ю. Социальные академические интернет-сети как репрезентация «открытой науки» // Социология науки и технологий. 2018. Т. 9. № 3.
  5. Касавин И. Т. Иллюзия дарения: как сети превращают бескорыстный обмен знанием в навязчивый краудсорсинг // Эпистемология и философия науки. 2019. № 4.
  6. Кривцов В. Е., Арлазаров А. Р., Мамай И. Б. Проблемы создания и развития научных социальных сетей в программных системах информационного обеспечения // Электронный научный журнал. 2016. № 3.
  7. Масланов Е. В. Нужны ли социальные сети для ученых ученым? // Эпистемология и философия науки. 2019. № 4.
  8. Николаенко Г. А. Перспективы использования цифровых следов исследователей для анализа их коммуникативных стратегий (на примере социальной сети ResearchGate) // Социология науки и технологий. 2019. № 2.
  9. Тронин В. Г. Научные социальные сети // Электронное обучение в непрерывном образовании. 2015. № 1-1.
  10. Шибаршина С. В. Социальные сети для ученых: новая форма социальности? // Эпистемология и философия науки. 2019. Т. 56. № 4.
  11. Boudry C., Durand-Barthez M. Use of author identifier services (ORCID, ResearcherID) and academic social networks (Academia.edu, ResearchGate) by the researchers of the University of Caen Normandy (France): A case study // PLoS ONE. 2020. Vol. 15. Iss. 9.
  12. Dunbar R. I. M. Coevolution of neocortical size, group size and language in humans // Behavioral and Brain Sciences. 1993. Vol. 16. Iss. 4.
  13. Huang C., Zha X., Yan Y., Wang Y. Understanding the social structure of academic social networking sites: The case of ResearchGate // Libri. 2019. Vol. 69. Iss. 3.
  14. Lee J., Oh S., Dong H., Wang F., Burnett G. Motivations for self-archiving on an academic social networking site: A study on ResearchGate // Journal of the Association for Information Science and Technology. 2019. Vol. 70. Iss. 6.
  15. Ostermaier-Grabow A., Linek S. B. Communication and self-presentation behavior on academic social networking sites: An exploratory case study on profiles and discussion threads on ResearchGate // Journal of the Association for Information Science and Technology. 2019. Vol. 70. Iss. 10.

Финансирование

Исследование выполнено при поддержке гранта Президента РФ МК-5019.2021.2 «Научные социальные сети как ресурс академической мобильности».

Информация об авторах

Гримов Олег Александрович

к. соц. н.

Юго-Западный государственный университет, г. Курск

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 21 октября 2021.
  • Опубликована: 20 ноября 2021.

Ключевые слова

  • научные социальные сети
  • академическая мобильность
  • нетворкинг
  • коммуникативные практики
  • сообщество
  • scientific social networks
  • academic mobility
  • networking
  • communicative practices
  • community

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)