• Научная статья
  • 20 ноября 2021
  • Открытый доступ

Монгольские национальные прообразы в произведениях для кларнета китайских композиторов (1950-1960-е годы)

Аннотация

В произведениях 1950-1960-х годов, созданных для кларнета композиторами Китая, широко развиты фольклорные прообразы множественного этностилевого спектра. Цель статьи - выявление основ взаимодействия фольклорных элементов китайско-монгольского генезиса в контексте западных композиционных норм. Научная новизна состоит в том, что произведения Синь Хугуан, Ван Яня на монгольские темы впервые исследованы с позиций этностилевого синтеза и введены в российское музыкознание. В результате сделан вывод о гармоничном сочетании традиционного национального музыкального материала монодической, модальной природы в системе европейского многоголосия и классико-романтической тональности.

Источники

  1. Абдуллина Г. В., Лю Илунь. Жанровые разновидности монгольской протяжной песни // Манускрипт. 2019. Т. 12. Вып. 2.
  2. Бершадская Т. С. Лекции по гармонии. Изд-е 2-е, доп. Л.: Музыка, 1985.
  3. Бочкарева О. О некоторых формах диатоники в современной музыке // Музыка и современность. М.: Музыка, 1971. Вып. 7.
  4. Ван Янь: материалы к творческой биографии / на кит. яз. // Мир музыки. 2015. № 10.
  5. Головинский Г. Л. Композитор и фольклор: из опыта мастеров XIX-XX веков: очерки. М.: Музыка, 1981.
  6. Друкт А. А. О натурально-ладовой гармонии кучкистов // Советская музыка. 1986. № 9.
  7. Дубровская М. Ю., Чжао Юн. Китайско-российское музыкальное взаимодействие и творческое становление У Цзуцзяна // Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8. № 3.
  8. Земцовский И. И. Фольклор и композитор. Л. - М.: Советский композитор, 1978.
  9. Лю Ян. Претворение национального характера и основной эстетической идеи китайской музыки для кларнета в произведениях Синь Хугуан / на кит. яз. // Музыкальное творчество. 2018. № 10.
  10. Пэн Чэн. Ладовая система юнь-гун-дяо и ее претворение в творчестве китайских композиторов XX века. СПб.: Композитор - Санкт-Петербург, 2013.
  11. Ряузов С. Н. Монгольская музыка. 2021. URL: https://www.belcanto.ru/mongolia.html
  12. Сунь Я. «Семь пьес на темы монгольских народных песен» Сан Тона: опыт анализа // Манускрипт. 2019. Т. 12. Вып. 2.
  13. Туваанжав С. Продольная флейта цуур в традиционной музыкальной культуре Западной Монголии (устройство, бытование, наигрыши): автореф. дисс. … к. иск. СПб., 2017.
  14. Холопов Ю. Н. Гармония: теоретический курс. М.: Музыка, 1988.
  15. Чан Лиин. Народная песня как феномен китайской музыкальной культуры: автореф. дисс. … к. иск. СПб., 2007.
  16. Чжан Мини. Национальный стиль «Вариаций на темы Субэя» для кларнета и фортепиано Чжана У в контексте китайского композиторского творчества 1949-1966 годов // Манускрипт. 2021. Т. 14. Вып. 10.
  17. Чжен И. А. Профессиональная музыкальная культура стран Дальнего Востока в контексте межкультурных взаимодействий: автореф. дисс. … к. культурологии. Чита, 2006.
  18. Чжен И. А. Традиционная инструментальная музыка Китая и Монголии в контексте диффузных процессов // Гуманитарный вектор. Серия «Педагогика, психология». 2012. № 3 (31).

Информация об авторах

Чжан Мини

Цицикарский университет; Хабаровский государственный институт культуры

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 23 октября 2021.
  • Опубликована: 20 ноября 2021.

Ключевые слова

  • Китай
  • Монголия
  • кларнет
  • переинтонирование фольклора
  • европейские композиционные нормы
  • China
  • Mongolia
  • clarinet
  • re-intoning folklore
  • European compositional norms

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)